Воспоминания современников и учеников
Ауэр был настоящим педагогом-воспитателем, формировавшим личность ученика. Он придавал большое значение общей культуре учащихся. Однажды после урока он спросил у Полякина, много ли тот читает книг, и, получив уклончивый ответ, приказал ему немедленно взяться за книгу и в следующий раз рассказать ему прочитанное. Говорил он это Полякину, но все присутствующие сделали вывод, что им также надлежит взяться за книги, чтобы не попасть в такое же положение. Готовя исполнителей к широкой артистической деятельности, Ауэр заставлял их внимательно изучать иностранные языки.
Принимая к себе в класс, Ауэр внимательно вглядывался в ученика уже на приемных испытаниях. Ему было недостаточно прослушать играющего, он задавал еще ряд вопросов, выясняя его общую музыкальную образованность: «Какую музыку играл, какую музыку слышал, играл ли в оркестре и ансамбле» и т.д.
Буквально все из обучавшихся у Ауэра подчеркивают то внимание к индивидуальности ученика, которое было ему свойственно. Если у исполнителя было сильно развито лирическое начало, Ауэр, не снимая вопроса о всестороннем развитии его, особенно бережно относился к лирической стороне; ученик, более склонный к драматизму, получал соответствующее воспитание этих качеств.
Ауэр, столь много писавший о стиле исполнения и восстававший против любого стилизаторства, в то же время очень заботился о том, чтобы ученики знали стилистические особенности музыки каждого композитора.
Ауэр придавал большое значение воспитанию художественного вкуса у ученика. Ученики его класса воспитывались на самой лучшей, самой содержательной литературе. Однако, когда Ауэр давал какое-нибудь виртуозное произведение или пьесу с элементом салонности, он требовал, чтобы и такого рода сочинения исполнялись как можно благороднее.
Замечательным качеством Ауэра было и то, что он стремился ознакомить ученика, изучающего какой-либо концерт, с партитурой. Он предлагал играющему явиться к нему без инструмента, но с оркестровой партитурой и показывал ее особенности. Причем, будучи сам и дирижером, и солистом, он сообщал ученику, в каком месте тот должен быть инициативным по отношению к оркестру, «вести за собой» и оркестр, и дирижера, а где должен прислушаться, что делает оркестр, в каком месте он может играть абсолютно пиано, ибо инструментовка это позволяет, а где этого делать нельзя, и т.д. Он утверждал, что настоящий артист-концертант должен уметь читать партитуру и знать инструментовку исполняемого сочинения.
По свидетельству учеников Ауэра, он часто объяснял им содержание произведения, пользуясь образными сравнениями-ассоциациями. В них проявлялись конкретность его мышления как артиста, а также умение афористически кратко подчеркнуть и выразить метафорой музыкальный образ.
Раз пройденное сочинение скрипач должен был сохранять в репертуаре, постоянно повторять его. Ауэр в любую минуту мог предложить проиграть концерт, выученный, скажем, годом раньше. Благодаря такому методу учащийся, оканчивая консерваторию, имел большой репертуар, и ему достаточно было несколько дней, чтобы подготовиться к эстрадному выступлению с тем или иным концертом. Таковы некоторые черты живой педагогической системы Ауэра.