Профессиональная компетенция будущего учителя начальных классов (позиция сорокиной т.м.)
Трактовка Сорокиной Т.М. педагогической направленности как ядерного образования профессиональной компетенции педагога начальной школы заключается в следующем.
Важнейшей её характеристикой является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
Такая специфическая направленность современного учителя начальной школы проявляется, прежде всего, в:
А) особенностях гуманистического педагогического мировоззрения, позволяющего такому учителю осуществить организацию и управление жизнедеятельностью системы «педагогического пространства» для младших школьников. Эта система включает в себя: особенности взаимодействия учителя и детской группы; организацию общения с родительской группой и собственное профессиональное самосовершенствование.
Б) В системе профессиональных интегративных знаний и навыков, которые реализуются через гибкое педагогическое мышление учителя. Стержнем системы интегративного знания учителя является психологическое знание.
Схема 2
Дидактика |
→ |
Психология общая, возрастная, педагогическая, социальная |
Интегрированное психолого-педагогическое знание |
Теория воспитания |
→ | ||
Методические дисциплины |
→ |
Интегрированное психолого-методическое знание | |
Предметная подготовка |
→ |
Профессионализация предметной подготовки |
Психологическое знание «удерживает в себе» основную смысловую нагрузку всего процесса подготовки будущего учителя начальной школы, последующего его профессионального самосовершенствования на стажёрском этапе и дальше, т.к. только на языке психологических категорий можно осознать, что происходит с ребёнком в результате воздействия предметного учебного содержания, а также какие формы профессиональной подготовки должен продемонстрировать при этом учитель.
В) Специфическая направленность личности «на ребёнка», составляющая главное содержание профессиональной компетенции учителя начальной школы, проявляется также в его диагностико-управленческой деятельности. Этот аспект профессиональной компетенции учителя включает в себя, по мнению Татьяны Михайловны, следующие профессиональные действия:
- аналитические, позволяющие учителю с помощью учебного содержания диагносцировать особенности развития младших школьников в процессе учения;
- проектировочные, с помощью которых учитель-педагог проецирует возможные варианты детского развития под влиянием обучающих воздействий учителя и родителей;
- прогностические, дающие учителю возможность создавать перспективные программы детского развития (развивающие цели) в процессе обучения, а также программы собственного самосовершенствования.
Таким образом, категория «профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается Сорокиной Т.М. как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит концептуальное осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития своеобразия социума (актуальные характеристики общественных явлений, особенности родительской группы и т.д.). Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника [8, с. 53-55].
Позже [9] Татьяна Михайловна модернизирует структуру профессиональной компетенции учителя начальной школы под БУНК.
В её исследовании понятие профессиональная компетенция БУНК трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных. Она рассматривает профессиональную компетенцию как явление постепенной профессионализации будущего учителя. В то же время понятие «компетентность», с её точки зрения, более определяет профессиональную деятельность зрелого учителя. Кроме того, в понятие «профессиональная компетенция» она вносит определённую специфику – это и интегральная профессионально-личностная характеристика будущего педагога, и область приложения его профессиональных возможностей.