Профессиональная компетенция будущего учителя начальных классов (позиция сорокиной т.м.)
По мнению Татьяны Михайловны, профессиональная компетенция учителя начальной школы особая – многопредметная. Центральным звеном её концепции профессиональной подготовки БУНК является коренное изменение роли и содержания его психологической подготовки, которая должна быть интегрирована со всеми аспектами обучения в едином, профессионально значимом для студента, развивающем пространстве. Такая деятельность будущего педагога обеспечивает ему актуальный уровень профессиональной компетенции, позволяющий выполнять сложную профессиональную деятельность по прогнозированию целей и задач психического развития детей в процессе обучения, созданию продуктивных условий для их разрешения, разработке диагностических программ, в том числе на предметном материале.
Структура профессиональной компетенции БУНК включает в себя:
1. мотивационный компонент, выражающийся в постепенном развитии особой направленности учебно-профессиональной деятельности студента, основанной на приоритете целей развития личности младшего школьника;
2. профессионально-деятельностный компонент, содержащий систему учебно-профессиональных действий.
Последний предполагает овладение студентами:
а) специфическими аналитическими навыками, позволяющими воспринимать и оценивать педагогическую ситуацию как многомерную, постоянно инновационную педагогическую реальность;
б) особыми профессионально-диагностическими действиями, позволяющими будущему педагогу преобразовывать учебный предметный материал (математический, природоведческий и др.) в диагностический. Студенты учатся соотносить содержательно-предметный аспект обучения школьников с его «психологическим портретом», с теми возможными изменениями детской психики, которые могут наблюдаться у учащихся в процессе обучения. Овладение действиями такого типа позволяет студентам осознать развивающие возможности предметного содержания начального обучения;
в) основами проектировочных действий, целью которых является создание гибкой системы организации жизнедеятельности школьника, условно названной Сорокиной Т.М. педагогическое пространство. Данная система включает в себя особенности развития младшего школьника в процессе взаимодействия: с учителем (через учебное содержание и вне его), со сверстниками (в процессе обучения), с родителями.
Механизмом прогнозирования системы педагогического пространства является овладение студентами приёмами моделирования целей детского развития в процессе обучения в соответствии с предварительным изучением особенностей психологической готовности детей к учению. На основании целеполагания создаётся обоснованное построение развивающего предметного содержания для детей и психологических путей его реализации (дидактическая система).
Существо подхода Сорокиной Т.М. к обоснованию структуры профессиональной компетенции будущего педагога определилось поиском и определением наиболее значимых характеристик, позволяющих заложить основы продуктивной профессиональной деятельности. Таким образом, может быть осуществлена единая, непрерывная линия профессионального становления, развития и совершенствования профессиональной компетенции педагога [9, с. 111-112].
Таким образом, мы рассмотрели структуру профессиональной компетентности БУНК по Сорокиной Т.М Конечно же, она довольно противоречива и имеет большую направленность на психологические аспекты профессиональной компетентности БУНК.
Вопрос структуры профессиональной компетентности БУНК по ГОС ВПО остаётся открытым. Поэтому в следующей главе нашей работы мы постарается раскрыть сущность данного вопроса.
Прочие классификации нами в литературе найдены не были, что ещё раз доказывает не полную изученность данного вопроса.