Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии
Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определёнными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.
Потребности молодёжи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодёжь в возрасте 16-25 лет, и на каждом возрастном этапе у неё проявляются доминирующие потребности.
Так, потребность в глубоких и всесторонних знаниях чаще наблюдается у молодых людей 22-26 лет, отсюда их стремление больше узнать нового, интересного. Этому их стремлению должны соответствовать и формы организации досуга.
У молодёжи 16-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведёт к односторонности в развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.
Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня её воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или малоосознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостаёт, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. К сожалению, таких молодых людей, в общежитии бывает довольно много.
Организаторам воспитательной работы в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодёжи интерес к определённой форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие её эмоциональной привлекательности, и уже позже осознаётся его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.
Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различать активные и пассивные интересы молодёжи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.
Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления во многих общежитиях используют анкетный опрос, содержащий следующие вопросы:
1. Какие мероприятия вы любите?
2. Как часто вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?
3. С людьми, каких профессий вы хотели бы встретиться в общежитии?
4. Какие виды искусства вы любите?
5. Хотели бы вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?
6. Как вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны?