Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии
Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов. Вместе с тем они проходят преимущественно на низком качественном уровне, односторонне, стихийно, нередко сопровождаются грубыми нарушениями устава вуза, распорядка дня и правил проживания в общежитии.
Чёткой ориентации культурного отдыха и досуга студенческой молодёжи в общежитиях можно достигнуть лишь при целенаправленной работе деканатов, студенческих советов, кафедр гуманитарных наук и специальных кафедр на основе развития студенческого самоуправления и творческой активности молодёжи.
1 Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов)// Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - с. 39.
Рассмотрим методику подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.
К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут - это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определённую проблему. Он вырабатывает у молодёжи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.
Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своём кругу (в комнатах, на этажах) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута - помочь молодёжи выработать социально и лично значимые ценностные ориентации.
При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодёжи к обсуждению поставленных вопросов.
Диспут - наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает своё мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.
В нравственном воспитании студентов, формировании у них этических оценок и эстетических вкусов важное место занимают различные виды искусства.
Наиболее доступный путь - чтение. Читательские конференции помогают вырабатывать у молодых людей привычку к углублённому чтению, умение оценить книгу, развивают ораторские навыки, логическое мышление. Спор о книге оттачивает мысль, наталкивает на решение собственных проблем.
Не существует готовых рецептов, как выбрать книгу для обсуждения на читательской конференции. Может порекомендовать её сам воспитатель; он может также сначала познакомить молодёжь с отрывком из произведения, если возникнут споры - дать прочитать книгу целиком.
В ходе подготовки к конференции перед студентами можно поставить такие вопросы, как: «Чем вас взволновала эта книга?», «Какие наиболее важные проблемы ставит в ней автор?», «Кто из героев книги вам понравился и почему?», «Что нового помогла вам узнать книга о жизни?», «В чём вам хочется возразить автору или героям произведения и с чем согласиться?».