Работа над сочинением.

Слушая изложение учителя на уроках, ставьте перед собой вопрос «А что взять для сочинения?», То, что считаете необходимым включить в сочинение, запишите в тетрадь. При слушании урока у вас могут появляться собственные мысли, аналогии, сопоставления. Их тоже следует записать.

Такой отбор материала поможет лучше осмыслить тему сочинения и накопить необходимый для него фактический материал.

Собрав материал, нужно оформить план сочинения. (План может сложиться и в процессе сбора материала, тогда и материал будет накапливаться в соответствии с планом.)

Некоторые из вас сначала пишут сочинение, а затем составляют план к нему. Те, кто так делает, не умеют самостоятельно работать и логически мыслить. Представьте себе: построили дом, а затем составляют проект этого дома. План нужен для того, чтобы все суждения изложить в логической последовательности. Ф. М. Достоевский в период работы над романом «Подросток» писал А. Г. Достоевской: «Очень работаю над планом . Но если выйдет план удач.ный, то работа пойдет как no-маслу. То-то как бы вышел удачный план!»

План сочинения, как правило, состоит из трех основных частей: вступления, главной части и заключения.

Во вступлении обычно указывают цель сочинения, пишут о важности темы, мотивируется выбор ее, говорится о взглядах писателя, об исторической или общественно-политической обстановке, в которой было создано произведение. Основная задача вступления — подвести к теме, к пониманию главной части сочинения. Оно должно быть кратким. Если вступление написать затрудняетесь, начинайте сочинение с основной части.

В главной части сочинения раскрывается основное содержание темы, с помощью убедительных аргументов и конкретных фактов доказывается какое-либо положение, делаются выводы и обобщения. Вот фрагмент сочинения

Главную часть сочинения следует разработать особенно тщательно. Писать ее надо самостоятельно, излагая мысли просто и ясно в соответствии с планом. На отдельные затрагиваемые в сочинении проблемы желательно высказать свою точку зрения. Не бойтесь ошибиться. Если вы в чем-то будете не правы, вас поправит учитель. Сочинения, в которых учащиеся высказывают свое мнение о художественных произведениях, о его героях, всегда интересны.

Заключение должно вытекать из темы сочинения. Здесь подводится итог написанному, делаются выводы.

Памятка.

При написании сочинения используйте следующую памятку.

1. Прочти художественное произведение. Это главный источник накопления материала. Продумай, проникнись тем, что волновало писателя, отметь закладками важные места, обрати внимание на главных героев, на те черты, которыми их наделил писатель.

2. Подбери и прочти дополнительную литературу (критические статьи, брошюры). Отметь то, что используешь в сочинении. Просмотри и проанализируй накопленный на уроках и дома материал с выписками, цитатами, выводами и т. д.

3. Составь предварительный план, наметь основные вехи в раскрытии темы. Продумай, что будешь писать во вступлении, главной части и заключении.

4. При ответах на вопросы плана используй свои знания по истории, музыке, живописи, примени знания, полученные при просмотре кинофильмов, используй весь свой жизненный опыт. Выбирай из этого багажа все, что непосредственно относится к теме твоего сочинения. Пиши сначала в черновике.

5. Пиши свободно, непринужденно, будто ты рассказываешь об этом своему другу. Обращайся к книге тогда, когда надо сверить цитату или сослаться на какой-то факт.

6. Пиши образно, лаконично, просто. Пиши чисто, разборчиво. Каждый ответ на вопрос отделяй абзацем.

7. Пиши черновик на левой стороне двойного листа,

чтобы на другой можно было сделать необходимые вставки. Не пиши на обратной стороне листа,

8. Написав сочинение, дай черновику один-два дня полежать, затем прочти его, внеси необходимые поправки, отредактируй, после чего перепиши набело в тетрадь.

Подготовка доклада.

Следует, различать два вида докладов: доклад-отчет и доклад, на научную тему. Когда, например, необходимо сделать отчет о работе комсомольской группы класса на отчетно-выборном собрании или сообщение на заседании кружка, то структура доклада и подготовка его будет отличаться от доклада на научную тему.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>