Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся
Значения слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу
играть»: «развлекаться, забавляться…Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение,
удовольствие одним только участием в нём».
В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, учёные П.И. Пидкасистый и
Ж.С. Хайдаров давали ей такое определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он дейст
вительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на
очевидный всем результат». У Г.К. Селевко определение игры таково:
«Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на вос-
создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
В 30-е годы, проводя исследования обозначения игры на разных языках(японском, латинском, семитском, германском и др.), J.Huizinga
(Й. Хейзинг) отмечает, что в некоторых языках таких слов нет, а есть 6.
лишь разные слова для обозначения игр детей( греческий, китайский, санскрит), например, соревновательные игры, игры- представления,
азартные игры и т.п. Научного единого общего для всех определения игры до сих пор нет и все исследователи(биологи, этнографы, психологи)
отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры,
определённой реальности и места игры, которое она занимает в ней.
А что история? Рассмотрим известные подходы к игре в историческом аспекте. Одна из теорий - теория К. Грооса, который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребёнка она составляет главное содержание его жизни». Свою теорию он развивает как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека,
Прирождённые реакции…являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.
Альтернативной позицией на теорию К. Грооса была теория игры
Ф. Бойтендайка. Он утверждал, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинкты созревают независимо от
упражнений, которые не считал игрой.
В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют, а Ф. Бойтендайк –
на вопрос, почему они играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер, И.Кант, Ф.Шиллер и др.считали,
что игра своеобразна тем, что имеет границы изображаемого и реального.
Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса(игра как
упражнение) рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.
В теории игры К. Коффки игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребёнка. Мир ребёнка похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами. Такое обращение с вещами характерно только для детства.
Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как
бы посредником между аутистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.
Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда.
Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, ме-
няют свою природу, и он активно управляет ими.
А.Адлер, исследуя игру, показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделил 8 функций
драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребёнка; выражение подавленных потребностей; выход «запрещённых побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить своё Я; отражение роста, развития, взросления ребёнка; разрешение в игре своих проблем.
По мнению Э.Берна игра передаётся от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что разные варианты игр зависят от культуры, социального класса семьи. Социальное значение игры состоит в том, что люди приходят к играм, чтобы отвязаться от скуки и не подвергать себя опасностям.