Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
Особый вклад в изучение игры в конце Х1Х – начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф.Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к
Игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных
предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой
цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и
отталкивающим по существу и по форме».
Особое внимание в умственном развитии детей П.Ф. Коптерев уделяет развитию органов чувств. «Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств: глазомера, слуха,
Рук, ног; ни одно движение противной партии, даже ни одно её намерение, не должны ускользнуть от наблюдательного глаза, от постоянно прислушивающегося уха и против всякой мины и атаки и сейчас должны быть введены контрмины и атаки». Следует отметить, что развитие чувств больше поддерживается играми, чем ученьем.
В 30-е годы в советской психологии исследованиями игры занимались
М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад внёс Л.С. Выготский. Он отмечает, что игра дошкольника –это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры
Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего
Обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
В книге Д,Б. Эльконина»Психология игры» автор определяет игру так:
«Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются.
социальные отношения между людьми вне условий непосредственно
утилитарной деятельности».
В теории Л.С. Выготского «ребёнок учится игре своего «Я», создавая
фиктивные точки идентификации – центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношения между людьми.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Игра созвучна социальной природе ребёнка. Д.Б. Эльконин писал о том, что у некоторой части
педагогов существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции
как чисто образовательные, так и воспитательные. Некоторые из них, вероятно, взаимно перекрывают друг друга в отношении влияния на психическое развитие. Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирование личности ребёнка,
которые по преимуществу развиваются в игре инее могут развиваться или
испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности
«Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от
мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». «Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.»
По мнению многих современных ( С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет
и др.) исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.