Введение
Проблема отечественной педагогической диагностики активно развивается уже с 80-90-х годов. Одной из линий синтеза педагогической диагностики является связь с математическими методами и информационными технологиями.
В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие с каждым годом все больше прогрессирует. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
Трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших учебных заведениях. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
Одна из основных задач образовательных систем - воспитание творческой личности. Для этого необходимо на всех уровнях образования выявлять одаренных детей и студентов, чтобы организовывать для них специальные формы учебной деятельности, осуществлять дифференциацию в обучении. Решение последних задач немыслимо без диагностики задатков, способностей и разностороннего развития учащихся. В связи с этим повышается и роль контроля знаний в учебном процессе.
Одним из способов осуществления контроля знаний студентов является тестирование.
Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Использование тестовых форм контроля знаний, на мой взгляд, несомненно, представляет значительный интерес, поскольку результаты тестирования легко подвергаются обработке и, кроме того, именно тестовая форма контроля знаний учащихся является наиболее объективной.
Несмотря на обилие тестов по различным дисциплинам, создание системы диагностирования по конкретному предмету является в каждом случае актуальной задачей. Развитие принципиально новой системы коммуникаций, основанной на информационных и коммуникационных технологиях, позволяет существенно изменить подход к конструированию систем тестирования по любому предмету обучения. Компьютерное тестирование знаний постоянно набирает популярность.
В результате, на протяжении долгих трудов программирования, была создана и апробирована на практических и лабораторных занятиях контролирующая компьютерная программа. Главная задача, которая ставилась перед автором при создании этой программы – это её соответствие уровню развития компьютерной техники и программного обеспечения на сегодняшний день и возможность более глубокого и детального анализа полученных знаний студентами в ходе практических занятий.
Полученные на первых этапах результаты [2] применения контролирующей компьютерной программы в мед. училище №9 г.Москвы показали, что итоговые данные уровня знаний студентов ниже, чем при обычном устном или письменном опросе. Особенно это отмечалось на первых практических занятиях. Это связано с непривычной для студентов методикой контроля уровня знаний. В последующем, при условии регулярного использования компьютерного контроля, средний балл оценок студентов неуклонно возрастал.
Эффективность усвоения информации во многом определяется психофизиологическим состоянием обучающегося. При этом стремление, желание заниматься являются едва ли не основными в структуре любой учебной деятельности. По моему убеждению, в работе студента с контролирующей компьютерной программой, помимо неоспоримых её достоинств, примешивается весомый фактор новизны, повышенного интереса и внимания.