Теоретическая база опыта.
Проблема творчества в истории и теории педагогики.
Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.
В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.
В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.
В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.
Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности ( труда вообще ) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.
Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.
Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений – это талант ( природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.
Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.
Положение Канта о врожденности дарования обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия,, безотчетного и неформализуемого .При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной роботе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом.
Вкусу как сознательному элементу Кант придает важнейшую организационную функцию.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Согласно его теории всё культурное творчество возникает в результате сублимации ( возвышения, переключения ) части сексуальной энергии в различные формы общественной деятельности, которые якобы служат её замещающим средством. Возникновение художественного творчества связано с вытеснением из области сознательной жизни влечения, противоречащих принципу реальности, - эстетическим и этическим нормам общества, с которыми, выйдя из детского возраста, человек не может не считаться и как своеобразная компенсация этих вытесненных влечений, по Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в склонность к фантазированию.