Теоретическая база опыта.
Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном – этом вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на её основе искусство.
Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т. Е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального.
Сартр в вопросе о природе художественного творчества важное значение придавал исследованию природы воображения, а также эмоций в жизни человека. Эмоции он справедливо рассматривал как важнейшую сторону практической и теоретической деятельности человека и считал, что они возникают в трудных, проблемных ситуациях. Однако вопреки данным современной психологии, он видел в эмоциях не стимулятор человеческой деятельности, способствующей преодолению проблемных ситуаций, а лишь только средство бегства от них.
Роджерс отмечает, что главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя, свои возможности. Под этим стремлением Роджерс имеет в виду направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни, - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.
Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию.
Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер.
Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.
Таким образом проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно развивать бессознательное тоже невозможно.
Уже в теории творчества экзистенциалисткой философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается.
Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России.
К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.