Современные концепции творчества.
Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том , что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.
Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность .Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.
Творчество ни в одной области человеческой деятельности невозможно без отражения – это есть преобразование природной и социальной действительности. Сотворение нового – это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств и закономерностей.
На рубеже х1х и хх столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты , продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества.
Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием , которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору.
Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией , напряженностью внимания и огромной восприимчивостью , впечатлительностью , умением видеть вещи в их сущности , даром интуиции , предчувствия , предугадывания.
Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности были выделены наиболее бросающиеся в глаза признаки гениальности , выражающиеся в особенностях перцепции , интеллекта , характера , мотивации деятельности. К числу перцептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания , огромная впечатлительность , восприимчивость.
К числу интеллектуальных – интуиция , могучая фантазия , выдумка , дар провидения , обширность знаний.
Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность ,инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.
Особенности мотивации усматривались в том , что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества , сколько в самом процессе.
Не так давно широко было распространено мнение , а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают , что творчество изначально присуще ребенку , что надо только не мешать ему свободно самовы -ражаться. Но практика показывает , что такого невмешательства мало : не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию , и, уж , конечно , не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.
Стало понятно , что ребенку необходимо дать средства той деятельности , которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства , выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но , оказывается , просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок , остается на уровне ремесла , а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции , чувства , переживания , жизненный опыт.