Реальные возможности физиков

Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет Ваши возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в Вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Какая-то особо сложная предварительная подготовка или специальные знания не требуются, а полученные навыки будут полезны при решении самых разных задач, выходящих далеко за рамки преподавания одной учебной дисциплины.

Надеюсь, что предлагаемая Вашему вниманию практическая часть поможет Вам в некоторой степени изучить возможности, которые даёт применение компьютера на уроках физики.

Методика преподавания физики строится с учётом возрастных особенностей учащихся. В связи с тем, что у ребят 12-14 лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, почти все изучаемые явления должны раскрываться на эмпирическом уровне: от наблюдения явления в конкретной ситуации к выдвижению гипотез и к их экспериментальной проверке. Поэтому учебный физический эксперимент является, конечно, основным средством обучения (метод индукции). Где же здесь место видеоэлектронным материалам? Рассмотрим для примера тему VII класса "Первоначальные сведения о строении вещества". Существуют качественные разработки введения основных понятий темы с помощью различных опытов. В результате учитель-таки убеждает учащихся в существовании молекул, в том, что они хаотично движутся, взаимодействуют и определённым образом расположены в различных состояниях вещества. Но лучше один раз увидеть… А существуют ли подобные видеоматериалы

? Кроме статичного размытого изображения на фотографии в учебнике VII класса предложены лишь морально устаревшие "дождливые" и нецветные фрагменты киноплёнок тридцатилетней (а, может, и более!) давности, которые периодически рвутся от старости и которые зачастую просто не на чем просмотреть, так как школьные кинопроекторы тоже дожили до своей пенсии.

В этой ситуации как раз и пригодится умение учителя создавать несложные, но яркие динамичные пособия, скажем, в приложении Microsoft Power Point. Мною создан подобный продукт, который можно использовать первый раз в теме "Первоначальные сведения о строении вещества" VII класса и повторно в курсе VIII класса в теме "Агрегатные состояния вещества" при изучении графика плавления (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Различие по классам реализуется в том, что в VIII классе добавляются слайды с построением графика плавления и кристаллизации и введения понятий плавления, парообразования, конденсации, кристаллизации. Причём, график строится "сам", а кусок твёрдого льда в "нужное" время обращается в воду. Будучи же лишена источника энергии (огня), вода вновь затвердевает. И всё это движется, развивается на глазах ученика. Материал темы постигается быстро и эффективно! Впервые использовав этот видеоматериал, я сразу ощутила выгоды: экономится приличный интервал времени, ранее использовавшийся на объяснение, кроме того, закладывается основа для изучения парообразования и конденсации (заданием для учащихся в последнем слайде). Главным достоинством данной презентации, на мой взгляд, является показ "реальной" картинки движения и расположения молекул в твёрдых телах, жидкостях и газах, осуществляемых методом мультипликации, а также создание ясных представлений о происходящих изменениях вещества, развитие интереса к предмету.

Тема "Элементы статики" теперь изучается более подробно в X классе (понятие плеча и момента силы встречается в VII классе). Привычное изложение материала учителем можно заменить самостоятельной деятельностью учащихся по получению знаний, используя презентацию с анимированными слайдами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) и заданиями, а также учебное пособие с темой "Элементы статики" и сборник задач. Методика использования данной презентации может быть следующей: 1) вступительное слово учителя; 2) самостоятельная деятельность учащихся по получению знаний; 3) закрепление материала посредством решения задач и индивидуальных консультаций учителя. Плюсом такого урока является работа учеников в парах, что развивает их коммуникабельность, взаимопомощь, способствует развитию речи.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>