Реальные возможности физиков
Определённые трудности математического характера испытывают семиклассники при изучении темы "Гидравлические машины". Презентация на эту тему (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) помогает моим ученикам быстрее включиться в процесс решения задач, так как четыре примера на гидравлическую машину подробно, и главное, быстро проходят перед глазами учащихся. А цифры сами подставляются в нужное место формулы (эффект мультипликации). Далее презентация "приглашает" учеников сначала поработать с учебником (выписать понятие выигрыша в силе), а затем "призывает" порешать задачи. Тем самым, осуществляется смена деятельности учащихся не по призыву учителя, а как бы естественно, само собой.
Кроме слайдов-презентаций я в своей деятельности давно опираюсь на видеоматериалы, выпускаемые на CD-дисках. В теме «Интерференция волн», которая встречается в IX и XI классах, неоценимую помощь оказывает видеосюжет “интерференция волн на поверхности воды”. Глядя на экран, учащиеся легко запоминают, что такое интерференционная картина, как образуются максимумы и минимумы интерференции, что они из себя в реальности представляют. Тот же источник содержит видеофрагмент «Дифракция волн на поверхности воды».
Изучая «Световые кванты», можно быстро и, главное, наглядно показать основные закономерности фотоэффекта, демонстрируя на экране поток световых квантов, «наяву» выбивающих с поверхности вещества фотоэлектроны, количество которых зависит от поглощаемой энергии, а скорость – от частоты
света (на экране при этом меняется цвет
световых волн).
А поглощение и излучение света атомами? Разве это не повод вновь обратиться к помощи компьютера? Вот «летит» квант. А вот уже на ваших глазах его поглотил атом, перешедший сразу же в возбуждённое состояние (электрон забрался на “ступеньку” выше). Весь процесс видим, а, следовательно, понимаем! Вообще, тема атомной физики и не может быть раскрыта иначе, чем средствами видео или только объяснением учителя.
«Принцип действия лазера», конечно, хорошо раскрыт в учебнике. Но, если сопровождать его схематичной анимацией через проектор, то восприятие материала станет намного глубже.
В VIII классе изучение работы двигателя внутреннего сгорания кроме, как на модели, я дополняю небольшой презентацией, в которую внедрён видеофайл цикла работы ДВС, наглядно демонстрирующий последовательность тактов впуска-сжатия-рабочего хода-выпуска. Причём, учащийся может запустить этот видеофайл столько раз, сколько требуется лично ему для полного осмысления происходящего (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Некоторые учителя справедливо полагают, что ничто по своей значимости для физики не сравнится с экспериментом. Это бесспорно. Но! Ряд тем содержит материал, который невозможно обосновать с помощью опытов или наблюдений. Например, следующие утверждения: молекулы одного вещества одинаковы, молекулы состоят из атомов, атомы состоят из элементарных частиц. Эти утверждения обычно даются догматически. А кино- и видеоматериалы позволяют сформировать у учащихся конкретные образные представления о молекулах и атомах, о фундаментальных опытах по физике, о процессах научно-технического характера.
Да и, кроме того, в эпоху недофинансирования и вечной ”нехватки всего” отсутствие приборов и наглядных пособий, на мой взгляд, можно (и должно!) возмещаться качественным показом видеоэксперимента и компьютерным моделированием
. Для этого теперь есть и материальные предпосылки: все школы города оснащены компьютерными классами. Дело за малым. Нужны желание, время и небольшие финансовые вложения (на приобретение дисков по предмету).
Поверьте, это неизбежно!
Школа всегда была и есть зеркальных отражением процессов, происходящих в обществе. Отделить школу от реалий сегодняшнего дня значило бы превратить её учеников в аквариумных рыбок, познающих окружающий мир сквозь розовое стекло. Впрочем, это и невозможно. Пройдите по коридорам, загляните в классы, и вы увидите, что ВАШИ дети намного раскованнее, смелее и более открыты новому, чем ВЫ, их родители. А с техникой они вообще “на ты”: хоть с сотовым телефоном, хоть с персональным компьютером! Но ведь, по определению, это именно УЧИТЕЛЬ должен быть застрельщиком новых идей! Будем переучиваться?! Нет, будем учиться ВМЕСТЕ, идя рука об руку: учитель и ученик!