Практические рекомендации и классификация приемов исправления ошибок.
На лексическом уровне больше всего проблем с употреблением близким по смыслу слов китайского языка, особенно тех, которые на русский язык переводятся одинаково, что и зафиксировано в словарях.
К таким группам слов относятся:
и др. Все они должны быть объектом самого пристального методического внимания причем, единственная возможность наглядно показать специфику каждого слова и разницу в их употреблении в речи – это контекстное рассмотрение и анализ каждой из таких групп целиком. В ныне действующих учебных материалах зачастую все слова, составляющие одну из приведенных выше групп или аналогичных им, разнесены по разным урокам, что нарушает логические и ассоциативные связи.
Типичные ошибки | Приемы их исправления | Эффективность приемов исправления |
1. Фонетика 1. (неправильное произношение некоторых звуков) |
Главное вовремя заметить тенденцию в совершении ошибок, объяснить отличие произношения этих звуков, и в каком положении должны находиться органы артикуляции |
Развитие у студентов фонетического слуха |
2. Неправильное произношение тона |
Объяснить, что тоны в китайском языке несут смыслоразличительную функцию. Здесь очень важно использовать магнитофон и неоднократно воспроизводить образцовое произношение |
Позволить развить необходимые навыки интонации |
3. Произношение предложения в целом без интонации или с неправильной интонацией, без соблюдения запятых и точек, и употребление пауз, там где это нужно |
Главное исправить ученика и попросить повторить предложение с правильным соблюдением интонации и пауз |
Позволить развить необходимые навыки интонации |
2. Лексика Лексически неправильное употребление слов |
Дать грамматическую и семантическую характеристику слова, границы его употребления, объяснить как оно ведет себя в предложении |
Овладение учебным материалом как в языковом, так и в коммуникативном плане |
3. Грамматика 1. Неправильное употребление служебных слов |
Главное исправить ученика и попросить повторить правило перед классом |
Эффективное овладение грамматическим материалом. Дать возможность усвоить структуру языка |
2. Неправильный порядок слов в предложении |
Дать схему грамматической конструкции и попросить составить предложение по этой схеме |
Свободное ориентирование в грамматической структуре языка, точное понимание смысла предложения и правильное выражение мыслей |
Определение наиболее эффективных методов и приемов, обеспечивающих владение устной речью – одна из самых сложных проблем методики.
Бесспорно то, что все аспекты языка (фонетика, грамматика, лексика) с самого начала должны служить основной целью обучения активного владения устной речью. Для этого система обучения китайскому языку должна характеризоваться следующими особенностями: речевой направленностью и сознательностью в обучении языку, сопоставление с родным языком, аудирование и чтение, а также использование современной техники.