Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка
В данной работе под стилем семейного воспитания будем понимать многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В данном случае мы опираемся на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как "целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков" [3, с. 64].
В рамках данной работы необходимо рассмотреть существующие классификации стилей родительского отношения. Подробнее остановимся на классификации стилей предложенной Д. Боумридом [30]. На основе своих наблюдений Д. Боумрид выделяет три типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
У авторитетных родителей в неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Каких же родителей мы можем назвать авторитетными? Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитетные родители стараются не акцентировать свое внимание на сложившейся ситуации, в частности на возникновении неполной семьи. Они уверенны в своих силах, в своих возможностях. Подсознательно родители передают этот эмоциональный настрой детям. Тем самым, способствуют формированию у них чувства защищенности от жизненных трудностей.
Для авторитетных родителей свойственна высокая степень вербального общения с детьми, включаемость детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Ограничения ребенка существуют, но серьезные разногласия по поводу дисциплинарных мер отсутствуют, так как ребенок четко понимает смысл ограничений. Ограничения родителей могут быть постоянными и жесткими, но они признаются ребенком, как справедливые и обоснованные. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность. Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.
Д. Боумрид подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам [30, с. 46]. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. А на самом деле авторитета нет, есть боязнь. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.