Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка
Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.
У детей, воспитывающихся в неполных семьях при авторитарных родителях, психологическое и эмоциональное состояние еще более усугубляется. Ребенок строго подотчетен в выборе друзей, что негативным образом влияет на взаимоотношения со сверстниками, это способствует появлению замкнутости, агрессивности, психологических проблем. Все действия ребенка подвергаются строжайшему контролю. Мать (отец) предпочитает оказывать большое влияние на детей, способна настаивать на выполнении своих требований. Дети при этом становятся агрессивны, но в тоже время происходит совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего возникают проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро, грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия [30].
В неполных семьях оставшийся родитель пытается найти для себя оправдание, если не справляется с воспитанием ребенка. Мать (отец) не стремится исправить сложившуюся ситуацию, а все бросает на самотек. Известно, что "попустительство и вседозволенность со стороны матери приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми" [1, с. 28]. По мнению А. Балинского, "чрезмерно снисходительное отношение является причиной переходящей через край эмоциональности у детей" [16, с. 54].
Следующая классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации [26], она выделила следующие стили отношений "мать – ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.