«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Введение
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое мышление развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов, горожан. Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви, разработал иезуитскую систему образования, существующую и в настоящее время.
Её цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке появились первые европейские университеты. Система университетского высшего образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени. Духовный мир Каменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного.
Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ, должна стать «всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль великого гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его времени: низведения человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций. Каменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и ниже остается «путеводной» в отставании всеобщего образования как неотьемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах.
В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.