«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Не менее радикальные изменения традиций характеризовали в проекте Каменского процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного (природосообразного) метода» был ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).
Аналог «естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого. Известные гносеологии его времени закономерности познания Каменский интерпретировал в индуктивный путь формирования понятий. Дедукция используется как частные выводы из общих, уже известных ученику положений. Проблемные ситуации (в современной терминологии) «включают» мышление. Самостоятельные работы предполагают и самостоятельное наблюдение, и самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественность обучения усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так, в латинской школе рекомендуется изложение материала в следующей последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис, верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будут вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке, ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом одна и та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как пройденного, и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К выводу дидакта нельзя не добавить, что учебная работа такого плана (не часто встретишь и в современной школе), вызывая мыслительную активность, создавая позитивный эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.
В историко-педагогической и дидактической литературе воззрения Каменского обычно сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного способа обучения. Между тем теоретические представления Каменского, апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной и продуктивной деятельности ученика, с идеей самостоятельности и умственной активности. Не бесспорна используемая в педагогической литературе аналогия разработанной первым дидактом формы организации обучения с классно-урочной системой в ее современной трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположить образовательный материал по годам обучения и таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать их труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально). С определенной дозой образовательного материала для отдельного занятия связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа звездного неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений Каменского).
В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.