Заключение
В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком. Большое значение имеет сохранение в неполной семье культурного уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.
Цель данной работы состояла в изучении теоретических предпосылок воспитания детей в неполных семьях, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных условиях. Она достигнута посредством реализации поставленных задач.
В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, изучены особенности характера детей из неполных семей, охарактеризованы условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей. В результате рассмотрения влияния стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, мы пришли к выводу, что такие стили, как авторитарный, попустительский, изоляция, псевдосотрудничество, гипопротекция, гиперпротекция представляют наибольшую опасность для развития личности ребенка. К ним же можно отнести и такой стиль воспитания, как эмоциональное отвержение и жестокие взаимоотношения. Благоприятное воздействие на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, оказывает использование стиля сотрудничества или авторитетного стиля воспитания.
При использовании того или иного стиля воспитания в характере ребенка формируются те или иные качества. К примеру, при авторитетном стиле воспитания формируется инициативность, общительность, доброта; при авторитарном стиле – раздражительность, боязнь, тревожность, замкнутость, агрессивность, появляются психологические проблемы; при снисходительном стиле - импульсивность, агрессивность, недисциплинированность.
Наиболее подробно мы рассмотрели такие черты характера ребенка, как леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости, эгоизм, недисциплинированность, грубость, лживость и педантичность. Раскрыли суть и причины появления этих недостатков, предложили некоторые пути их преодоления. Таким образом, мы пришли к выводу, что родителю, воспитывающему ребенка в условиях неполной семьи, необходимо знать о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате неправильного стиля воспитания.
В процессе работы нами был охарактеризован ряд условий, способствующих правильному воспитанию детей из неполных семей. В результате чего мы пришли к выводу, что для того чтобы не допустить формирования в характере ребенка недостатков необходимо соблюдать эти условия в процессе воспитания. Кратко охарактеризуем их. Авторитет и личный пример матери (отца) – каждая мама (отец) должна учитывать такие психологические особенности ребенка, как подражание и конкретность мышления. Поведение матери (отца) должно быть образцовым, не должно быть расхождений между словом и делом. Авторитет матери (отца) может сформироваться только при использовании авторитетного стиля воспитания. Педагогический такт матери (отца) является одним из условий формирования авторитета матери (отца). Культура быта включает в себя правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, разумную организацию жизни, культуру домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяют матери (отцу) выбрать правильный стиль воспитания, развить различные виды мышления и речь, деятельность, общение, разобраться в причинах детских поступков. Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью) – каждый ребенок нуждается в эмоциональном контакте со вторым родителем. И этому необходимо способствовать, с одной лишь оговоркой, если второй родитель не является асоциальным элементом общества. Необходимость определения для родителя потребности смысла жизни – для мамы (отца) воспитание ребенка не должно быть единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Иначе в воспитании ребенка возникнут проблемы. Необходимость определения потребности достижения – мама (отец) не должна требовать от ребенка того, чего когда-то не достигла сама. Необходимо развивать ребенка в соответствии с его способностями и желаниями. Необходимость критики реализации определенной системы воспитания – в процессе воспитания ребенка в неполной семье необходимо учитывать индивидуальные особенности его развития и уже, исходя из этого, придерживаться той или иной системы воспитания. Желательно использовать различные системы воспитания с учетом, как мы уже отметили, индивидуальных особенностей ребенка. Формирование определенных личностных качеств ребенка – нежелательно весь процесс воспитания направлять на формирование одного лишь определенного качества у ребенка. Это может привести к противоречию с возрастными или с индивидуальными особенностями развития ребенка.