Природа компетентностного подхода
2. Учащимся известно, что в практической деятельности люди используют для измерения длин отрезков такие инструменты, как мерная лента (метр), имеющая деления на сантиметры, портняжный метр, столярный метр.
Поэтому она предположила, что школьники, извлекая пользу из опыта и организовывая взаимосвязь своих знаний, смогут самостоятельно выполнить следующие задания: Самая детальная информация вывоз мусора и утилизация на нашем сайте.
1. Измерь длину своей ступни, длину ступни брата, матери и т.д.
2. Расскажи, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно это сделать одному?
3. Определи длину руки от локтя до конца среднего пальца. Как называлась эта мера длины в древности?
4. Попытайтесь отыскать информацию о таких единицах измерения длины, как фут и локоть.
5. Определи размер: а) своей шапки; б) шапки соседа по парте. Выбери подходящий инструмент для измерения.
Для того чтобы повысить интерес учащихся к математике, следует на этом этапе предложить им найти информацию о мерах длины, которые использовались в древности. Ученики могут узнать эти сведения у родителей, использовать детские энциклопедии, запросить информацию на сайте Интернета и др. Для ответа на любой вопрос из предложенного нами списка учащимся придется воспользоваться помощью одноклассников или родителей. Таким образом, у младших школьников формируется умение организовывать свою работу, сотрудничать и работать в группе, а так же пользоваться адекватными измерительными инструментами.
Нахождение ответа хотя бы на один из предложенных вопросов показывает, что приобретение компетенций базируется как на опыте, так и на деятельности самих учащихся [10, с. 79–80].
Аналогичную работу Тихоненко А.В. проводит и при изучении такой единицы длины, как метр [10, с. 80–81].
С целью формирования понятия «ломаная линия», она выделяет (как совокупность компетенций, необходимых для осознания данного понятия) умение извлекать пользу из практического опыта, думать, организовывать взаимосвязь своих знаний, уметь включаться в работу [10, с. 81–83].
Для формирования понятия «длина ломаной линии», по мнению Алевтины Владимировны, необходимо владеть следующими компетенциями: устанавливать взаимосвязь между имеющимися знаниями и упорядочивать их, сотрудничать и работать в группе, пользоваться измерительными приборами, владеть устной формой изложения материала.
В конце свой статьи Тихоненко А.В. делает вывод: «Введение и использование в учебном обиходе понятий ключевые компетенции и компетентностный подход в системе непрерывного образования позволяют повысить эффективность результатов обучения как в общеобразовательной школе, так и в системе профессиональной педагогической подготовки» [10, с. 84].
Мы предложили единственный найденный нами качественно описанный методический подход к формированию ключевых математических компетенций младшего школьника. Данный подход методически интересен, но его минусом является то, что он не базируется на какой-то определённой классификации образовательных компетенций, устоявшейся в современной педагогической науке, а он базируется на несистематизированных взглядах Шишова С.Е. и Кальнея В.А.
В связи с этим следующий раздел нашей работы мы посвятим описанию классификации ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского [13 и 14]. Именно эта классификация из всего многообразия подходов показалась нам наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода.