Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии школьников.
Основной задачей курса танца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и интересов.
Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.
Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.
Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.
Танец имеет большое воспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры.
Цель хореографических занятий – научить детей и подростков красиво и правильно двигаться. Необходимо расширять горизонты музыкального развития наших учащихся, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танец должен явиться средством, способствующим закреплению музыкальных впечатлений.
Несмотря на многовековое прошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше время. Создано множество методик преподавания в различных областях хореографии, основанных на опыте прошлого, но адаптированных к настоящему.
В основе хореографического воспитания лежит системный, долголетний тяжелый труд. Нужна большая выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство в преодолении трудностей, стремление к самосовершенствованию, любовь к танцевальному искусству.
Лишь сочетание этих качеств может обеспечить полное развитие природных и артистических способностей каждого, и педагоги-хореографы с первых дней занятий должны воспитывать и развивать эти черты в учащихся.
Целью занятий является приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
- развитие суставно-связочного аппарата и мускулатуры;
- развитие силы, ловкости и координации движений;
- правильная постановка корпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;
- овладение техникой танца;
- овладение актерским мастерством;
- развитие творческого мышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценической практике;
- воспитание личности учащихся, развитие художественно-эстетического вкуса, любви к богатому национальному наследию.
В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.
Важное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка и музыкально-ритмическая деятельность. Музыку слышат дети на уроке и в постановочной практике. Она должна быть доступной и художественной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.
Учащиеся во время обучения должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Для занятий ритмикой и хореографией необходимо специально оборудованное помещение с деревянным некрашеным полом, станками (различной высоты) и зеркалами, костюмы для занятий и выступлений, а также специальную обувь.