Ход выполнения экспериментальной работы

Цельконстатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

Эмпирическая база исследования

: подготовительная к школе группа ДОУ № 11 г. Твери. Эксперимент проводился в период с декабря по март месяц 2006 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 6-6,5 лет:

Таблица 1 Контингент испытуемых

Ф.И. ребёнка

1.

Костя А.

2.

Аня Б.

3.

Рустам Г.

4.

Дима Г.

5.

Артём К.

6.

Катя Л.

7.

Коля Л.

8.

Антон М.

9.

Никита П.

10.

Феликс П.

11.

Кирилл Р.

12.

Лера С.

13.

Аня С.

14.

Герман Х.

В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики

:

1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2] (Приложение 1);

2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 2);

3) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) [2] (Приложение 3);

4) Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) [20] (Приложение 4).

Краткое описание диагностик

1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный

уровень агрессивности

16-20 баллов

· Высокий

уровень агрессивности

— 11-15 баллов.

· Средний

уровень агрессивности — 6-10 баллов.

· Слабый

уровень агрессивности —1-5 баллов.

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).

Возраст испытуемых – 6-7 лет.

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>