Психолого-педагогические основы проблемы развития музыкальных способностей
Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б.В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других - отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых - неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.
Наиболее развернутая характеристика музыкальных способностей дана Б.М. Тепловым, который показал разнообразные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживаниями человека, между деятельностью и способностями, которые при этом развиваются. Им сделан анализ своеобразия музыкальности у детей.
Музыкальность, по мнению Б.М. Теплова, - это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [47, с. 231].
Музыкальную одаренность Б.М. Теплов определял как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Он выдвинул категорию музыкальной одаренности, включающую как общие моменты, присущие многим видам деятельности, так и специальные, необходимые для занятия именно музыкальной деятельностью.
Таким образом, к общим относится все то, что относится к процессам и свойствам личности, как таковой, к переживаниям эстетического характера (т.е. богатство и инициативность (творческого) воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, внимание, вдохновение, волевые особенности (творческая воля), чувство природы и т.д.). А специальные музыкальные способности в качественно своеобразном сочетании он назвал музыкальностью (т.е. своеобразием специальных способностей), которая необходима для выполнения любого вида музыкальной деятельности.
Следовательно, в структуре музыкальности молено выделить более общие музыкально-эстетические и специальные способности.
Для общих музыкально-эстетических способностей характерно эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, замыслов, инициативы, творческого воображения, возникновения оценочного отношения.
К специальным способностям относятся основные музыкальные способности, речь о которых пойдет ниже, и их сенсорная основа.
Главный признак музыкальности - способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Выразителями определенного содержания являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя. Следовательно, необходимо единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности.
Отсутствие музыкальности у человека проявляется в том, что музыка переживается им «просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален» [73, с.37].
Здесь музыкальность предстает перед нами как комплекс способностей. Б.М. Теплов выделяет среди них три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности и способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности: