Психолого-педагогические основы проблемы развития музыкальных способностей
1. Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций - ладовое чувство или эмоциональный персептивный компонент музыкального слуха;
2. Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, (т.е. элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического). - Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, а также основой внутреннего слуха. Иначе ее можно назвать способностью к слуховому представлению, или слуховым репродуктивным компонентом музыкального слуха;
3.Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения, т.е. музыкально -ритмическое чувство.
Ощущением мы называем психический процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств (при этом качество ощущения - это главная особенность, которая отличает одно ощущение от другого). Поэтому для музыкальной деятельности наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения.
Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру и их воспроизведении.
Б.М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей» [74, с.22].
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. Поэтому три составляющие ядра музыкальных способностей у разных людей могут быть развиты по-разному: человек с хорошим ладовым слухом может чисто спеть предложенную ему мелодию, но в то же время не справиться с ее ритмом по той причине, что это чувство у него развито слабее [55, с.36].
«Проблема музыкальности, - подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема, прежде всего качественная, а не количественная» [72, с.62]. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии [74, с. 19]. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.
Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. Они сложились на базе единства эмоционального и слухового компонентов музыкальности, - способность переживания, различения, представления и воспроизведения ладовысотных соотношений; вторая способность - переживания, различения, представления и воспроизведения музыкального ритма.