Значение социализации в жизни ребёнка.
Большое значение в возникновении педагогической запущенности играет социализация. По определению Чумичёвой Р.М., процесс социализации – это включение ребенка в общество. Представляет собой сложный, многофакторный и многовекторный процесс, который слабо прогнозируем в конечном результате. Процесс социализации может продолжаться в течение всей жизни человека, переплетаясь с историческими, идеологическими, экономическими, культурными и прочими процессами. Л.С. Выготский-основатель культурноисторической концепции развития личности, считал, что развитие ребенка осуществляется от социального к индивидуальному. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций. Движущей силой социального развития выступает обучение. Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка исторических особенностей человека. Обучение вызывает у ребенка тягу к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с взрослыми и сотрудничества со сверстниками. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как деятельность будет построена и осуществлена, зависит развитие ребенка. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности. Вхождение ребенка в социальную жизнь осуществляется также через подражание, являющееся такой формой поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему осваивать нормы социальной жизни. В современной американской теории социального научения, имитации придается ключевое значение. Она выполняет познавательную и коммуникационную функцию. Подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения ребенком поведения принятого и одобренного в его социальном окружении. Подражание свидетельствует об активной, избирательной позиции ребенка, которая зависит от модели подражания (престижности, властности, социального статуса, пола, возраста, характера отношений ребенка и взрослого и пр.). Содержание и объекты подражания ребенка претерпевают изменения по мере возникновения перед ним новых задач. Главная функция подражания - построение исходного ориентировочного образа - лежит в основе множества конкретно психологических форм подражания в освоении предметного мира, мира человеческих отношений и собственного субъективного мира ребенка. Социализация, понимаемая как взаимодействие личности со средой, обусловливает адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам людей. Уровнями адаптации являются: - конформизм - человек действует так, как требует социальная среда, но придерживается своей системы ценностей (А.Маслоу); - взаимная терпимость - снисходительность к ценностям и формамповедения друг друга (Я.Щепаньский); -аккомодация - проявляется в признании человеком ценностей социальной среды и признанием средой индивидуальных характеристик человека (Я.Щепаньский); -ассимиляция или полное приспособление - когда человек отказывается от своих прежних ценностей. В отечественной педагогике и психологии понятие социализация представлено как "усвоение индивидом социального опыта" (И.С. Кон); как "вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями" (Б.Д. Парыгин). По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы и адекватное управление собой в социальныхусловиях. А.В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: - детство, где адаптация личности выражается в овладении нормами социальной жизни; - отрочество- период индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; - юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в "событийной сообщности". Ребенок рождается в определенном культурноисторическом поле социальности, форм деятельности и сознания. Своим рождением он поляризует это поле, преобразует жизнедеятельность взрослых и способ своего существования.Общность выступает фундаментальным основанием возникновения человеческой субъективности, нормального развития и полноценной жизни человека. Ребенок, как и любой взрослый, в течение всей жизни нуждается во взаимопонимании как особом феномене социализации. Взаимопонимание позволяет согласовывать цели деятельности, раскрывать способности, доверять друг другу. Эффективность процесса социализации зависит от умений детей и взрослых вступать во взаимодействия и взаимоотношения, которые рождают партнерство, т.е. равноправие, равнозначное и добровольное участие в нем. Процесс социализации выступает пространством многообразныхвзаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы,самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социализации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.