Стратегии ведения коррекционной программы.
Р.В. Овчарова в «Справочной книге школьного психолога» предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на наш взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания специалистов.
1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
б) создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;
г) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности;
д) помощь ребенку в организации деятельности ребенка, его общения в семье;
е) меры по устранению нарушений семейного воспитания.
2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
а) коррекция отношений педагога к ребенку, снятие психологических перегрузок;
б) гуманизация межличностных отношений в детском коллективе,
в) рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
г) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.
3. Помощь ребенку в личностном росте:
а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
в) включение ребенка в активную деятельность;
г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
д) организация успеха ребенка в условии школьной программы;
е) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
ж) работа по формированию мотивации достижения /29/.
В «Рабочей книге школьного психолога» под редакцией И.В. Дубровиной представлена несколько иная коррекционная программа.
Она составлена в виде следующей таблицы: исходный уровень не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству, демонстрация диссоциального поведения в педагогических ситуациях; никакого согласия, обход учебных заданий, отказ от контактов с педагогами и детьми
Требуемое: привить готовность к учебе, способность к групповой активности.
Содержание: снижение требований, смена установок, внимание к самостоятельности, ручной работе.
Принцип: постепенность, ритм.
Форма: индивидуальная работа.
Средства: информация, книги, игры.
Отдельные педагогические мероприятия: поиск собственного помещения для занятий, проведения досуга.
Стиль: демократический /10/.
В ней учитываются отдельные элементы коррекционной работы, но нет технологии самой работы.
И.А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов:
Раздел 1. Изучение педагогически запущенных школьников; 1) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел 2) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления.3) Положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами; наметить пути и способы их улучшения.4) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика.5) Установить, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика.6) Изучить положение ребенка в семье.
Раздел 2.Организацияпедагогическойпомощи.1) Вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации.2) Повысить и укрепить интерес к учению, уверенность в свои силы.3) Укреплять положение запущенных детей в классе.4) Учителям проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие.5) Показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе.6) Вести учет особо неблагополучных семей.