Программа по работе педагога-организатора с педагогически запущенными школьниками.
Цель:
профилактика и коррекция педагогической запущенности школьников.
Этапы реализации программы:
1.Выявление проблемы педагогической запущенности, сбор информации о ее причинах и проявлении.
В настоящее время педагог-организатор и другие специалисты психолого-педагогической службы школы часто сталкиваются с проблемой педагогической запущенности учащихся. Для этого необходимо знать проблему и быть готовым к её разрешению.
2.Всестороннее изучение ребенка и условий его развития.
Для выявления проблем педагогической запущенности помогут диагностические методики, предложенные в нашей работе, педагогическое наблюдение, собеседования с классным руководителем, родителями, изучение условий развития ребёнка и пр.
3.Составление индивидуальной коррекционной программы.
Коррекционная программа должна основываться на результатах всестороннего изучения как самого ребенка и его развития, так и проблемы педагогической запущенности, ее причин, степени, формы проявления.
4.Привлечение специалистов к реализации программы.
К коррекционной работе необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы: психолога, педагога-консультанта, социального педагога, медицинского работника.
5.Коррекционная работа с ребенком, родителями, одноклассниками, учителями.
На возникновение педагогической запущенности влияют в большей степени микрофакторы социализации, следовательно, и коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями. Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.
6.Анализ результатов, прогнозирование дальнейшей работы с ребенком.
Регулярный и своевременный анализ результатов деятельности с педагогически запущенными детьми позволяет принимать оперативные решения и своевременные меры по дальнейшей работе.
Содержание программы.
Как мы выяснили, педагогическая запущенность имеет несколько стадий и начинается ещё с дошкольного возраста. Наша коррекционная программа относятся только к периоду обучения в школе. Чаще всего это совпадает со второй, третьей и четвёртой стадией педагогической запущенности.
Вторая стадия - следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. У младших школьников появляются начальные формы негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина – отсутствие успеха в деятельности, прежде всего учебной. Источниками неудач в значительной степени служат недостатки организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая запущенность младших школьников характеризуется:
- психологической и нравственной неподготовленностью к обучению;
- не успешностью, затрудненностью учебы, наличием проблем в знаниях, неразвитостью познавательных интересов,
- несформированностью общественно значимых мотивов учения, предпочтением школьником игры или другой деятельности, в которой ему сопутствует успех;
- нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами в учении, со слабыми представлениями ребенка об окружающем мире, нравственных правилах жизни коллектива, отсутствием навыков общения, неадекватной самооценкой.
Предлагаем следующие направления работы:
1)Работа с семьей, коррекция отрицательных воздействий.
2)Анализ недостатков организации учебно-воспитательного процесса,
анализ отношения учителя к ребенку. Сделать выводы о готовности к обучению, необходимом уровне знаний и овладении учебными умениями, наличии познавательного интереса.
3)Наблюдение за нарушениями в сфере общения, развитием навыков общения, статусом ребенка среди одноклассников, отношением к нормам и правилам жизни коллектива.
4)Диагностика развития личности (самооценка, черты характера, мотивы и потребности, нравственно-волевая сфера, эмоции…) и познавательных процессов. Отслеживание появления новообразований данного возраста: рефлексия, произвольность познавательных процессов.
Третья и четвертая стадии наиболее часто встречаются в подростковом возрасте и у старших школьников. Эти стадии характеризуются углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни коллектива, появлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Определенные проступки могут иметь ситуативный характер. Показателями педагогической запущенности подростков являются нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе; нарушения в познавательной сфере; неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. Подростки переживают последствия своих действий и осознают их отрицательный характер, но еще не умеют предвидеть нежелательные результаты. Встречаются также факты воровства, нападения на слабых детей, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Часто такое поведение сочетается с искаженными нравственными представлениями. В данном случае педагогическая запущенность развивается в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса, школы. Поведение старших школьников отличается большей скрытностью.