Общая характеристика работы.
Диссертационное исследование связаносо следующими крупными научно-методическими проблемами, решаемыми в Республике Беларусь:
- созданием учебно-методических комплексов по истории Беларуси, Всемирной истории, а также создание учебно-методических национальных комплексов по английскому языку (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради, сборники заданий, соответствующие пакеты компьютерных программ, комплекты наглядных пособий, настенные карты, контурные карты и атласы, другие дидактические средства);
- подготовкой программных, дидактических, методических, диагностирующих материалов по курсам истории и иностранного языка в связи с переходом на 12 – летний срок обучения в общеобразовательной школе и реформой образования.
Исследование выполнено с учетом положений и задач Государственной программы «Сельская школа» (1998 г) [58], в частности, разработки и внедрения комплекса учебно-программных методических и дидактических материалов в учебный процесс сельских школ.
Объект исследования
– процесс обучения английскому языку и истории в 5-ых, 6-ых классах в средних общеобразовательных сельских школах.
Предмет исследования
– пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла в общеобразовательных сельских школах.
Цель исследования
– обоснование путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла (на опыте обучения истории и английскому языку) в сельских общеобразовательных школах.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи
:
1. Раскрыть специфику познавательной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла.
2. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла.
3. Выявить пути активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Рабочая гипотеза
исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, если алгоритм операций мыслительной деятельности обеспечивается:
- комплексным применением игровых и проблемных методов обучения с учетом возрастных особенностей сельских школьников, сензитивности к освоению языков, интенсивного формирования когнитивной сферы;
- дифференциацией учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей; активизацией познания при введении в содержание обучения проблемной ситуации;
- индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностей и интересов.
Методологической основой
исследования явились: философия как наука об общих закономерностях развития природы, общества, личности [12; 54; 239, 20;130;170; 14; 30; 53; 123; 194; 221;9; 92; 110; 127; 214; 43; 45; 47; 62; 238]; теория поэтапного формирования умственных действий [49; 205].
Педагогической основой исследования являются: теория усвоения знаний и формирования умений и навыков в процессе познавательной деятельности[44-47;85-87;193-194]. В ходе исследования были использованы положения о мотивах учения, разработанные в теории познавательного интереса [232-236], система методов обучения, рекомендуемая в теории оптимизации учебно-воспитательного процесса [15;199]. Принципы проблемного обучения[141;126]. Определенное методологическое значение имело изучение работ белорусских историков по проблемам истории Беларуси[145-148;138;183;198].