Общая характеристика работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования
: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, школьной документации, продуктов деятельности учащихся; обсервационные методы, в т.ч. включенное наблюдение; изучение, обобщение и использование педагогического опыта; апробация методических средств; опрос учителей и родителей.
Научная новизна
и значимость основных положений и результатов исследования заключаются в:
– выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;
– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности учащихся;
– комплексном характере применения методов активного обучения и использования условно-графической наглядности.
Практическая значимость
исследования заключается в:
– сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности.
– определении путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся;
– обогащении опыта активизации познавательной деятельности в процессе обучения английскому языку и истории учащихся 5-ых, 6-ых классов сельских общеобразовательных школ;
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется путем организации учебной деятельности в форме полилога.
2. Условием для раскрытия потенциала активности учащихся является комплексное воздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности.
3. Совокупность определенных методических средств и условий обеспечивающих процесс активизации познавательной деятельности.
В ходе работы
проанализирован и обобщен педагогический опыт обучения школьников предметам гуманитарного цикла в сельских общеобразовательных школах; проанализирован собранный теоретический и практический материал; сформулированы выводы. Лично соискателем апробированыметодические средства и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения английскому языку и истории в двух общеобразовательных школах (Олехновичская общеобразовательная средняя школа и общеобразовательная средняя школа № 14 г. Молодечно). Результаты исследований
, включенные в диссертацию, докладывались на заседаниях школьных методических объединений.
База исследования:
исследование проводилось в средних классах (5-ых, 6-ых) Олехновичской общеобразовательной средней школы (деревня Олехновичи Молодечненского района Минской области) и общеобразовательной средней школе № 14 г. Молодечно.
Структура и объем диссертации
: диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Полный объем диссертации составляет 150 страниц, из них: 73 занимает текстовая часть; 20 - список использованных источников (251 наименование, из них 7 - на иностранном языке); 57 - приложения.