Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Ряд логических приемов решения познавательных задач предлагается И.Ф. Харламовым [220]:способ аналогии, дедуктивный и индуктивный способы, отыскание причин, подчеркивание противоречивых положений, выдвижение гипотез, составление плана, излагаемого учителем материала, поиск познавательной проблемы; ее формулировка и решение.
В качестве основных способов умственной деятельности, применяемых при решении задач любого типа, В.Ф, Паламарчук [155] указывает : выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, определение и объяснение понятий, доказательство и опровержение, моделирование, системный подход. Процесс их формирования включает ряд последовательных этапов: кумуляция, диагностика, мотивация, осмысление сути и правила пользования приемом, применение и перенос. На первом из них происходит накопление опыта применения способов умственной деятельности; второй посвящен выяснению наличного уровня сформированности приемов; задача третьего – создание положительной мотивации, заинтересованности учащихся в овладении приемами; на четвертом этапе выясняется суть приемы и вводится правило – ориентир для пользования им; на пятом прием применяется в различных условиях.
Освоение операций мыслительной деятельности является основой формирования творческого мышления [7; 131].
Таким образом, в организации самостоятельной познавательной деятельности основной задачей является организация переноса полученных навыков учебной деятельности в самостоятельную работу учащихся.
При подборе материала положительную роль играет тематический принцип, поскольку он способствует систематизации знаний. Но этот принцип понимается широко: как основа для установления межтематических связей. Например, тема «Проведение каникул» связана с темами «Туризм», «Занятия спортом», «Осмотр достопримечательностей» и т. п. Иными словами, подход определяется не столько тематикой, сколько проблематикой. Иногда специфика формируемого умения заставляет и вовсе отказаться от тематической объединенности. В отношении этапов занятий следует отметить, что, поскольку не вводятся внепрограммные темы, явления, факты, этап ознакомления с новым материалом, как правило, не бывает подробным, развернутым и не занимает значительной части занятия.
Предпочтение отдается заданиям не столько в ролевой игре, сколько в выражении собственных мнений. Дело в том, что тренировочные ролевые игры не достаточно стимулируют внутреннюю мотивацию, а творческая ролевая игра требует огромной подготовки, на которую не хватает времени, при двух часах внеклассной работы в неделю. Зато выражению своего мнения можно учить на каждом занятии, при чем не только на этапе ознакомления, но и на этапе тренировки.
Одна из основных задач занятий во внеурочное время - развитие личности учащегося. В процессе изучения предметов гуманитарного цикла совершенствуется структура интеллекта: различные виды памяти и мышления, разнообразные интеллектуальные операции, и в первую очередь, такие, как сопоставление, обобщение, классификация, принятие смыслового решения. Отсюда и вытекает задача формирования принципиально новых умений, а не только перенос умений, уже имеющихся, т. е. практическая цель на факультативных занятиях не отделима от развивающей цели.
Учитывая различия в подготовке, психологических особенностях и интересах учащихся внутри каждой группы, для поддержания внутренней мотивации на факультативных занятиях еще большее значение по сравнению с уроками приобретает индивидуализация заданий. Это может выражаться в разном уровне проблемности. Вернее, задания могут предполагать разную степень самостоятельности в оформлении высказывания при наличии проблемы в каждом варианте задания. К примеру, на занятии дается небольшой текст для чтения, характеризующий в общих чертах данный регион (фактическая информация). Ср. задания двух уровней, предлагаемые на выбор:
А. «Какие факты из текста вы упомянете, характеризуя регион, в котором вы живете? Это положительные факты или отрицательные? Как вы считаете: в целом вам повезло с регионом?» Здесь речевая задача решается за счет отбора и принятия смыслового решения, но мы имеем дело с практически нулевым уровнем лингвистического преобразования информации.