Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Б. «Наш город скоро отмечает важный юбилей. Что необходимо сделать за оставшееся время, чтобы мы могли действительно гордиться им?»
Данный вариант предлагает почти полное преобразование исходного текста, хотя уровень проблемности в обоих заданиях почти одинаков.
Формы организации самостоятельной интеллектуально – познавательной деятельности характеризуются известным разнообразием, которые в сочетании с последующим использованием методов активного обучения при подведении итогов самостоятельной работы приводят к решению поставленной задачи.
К этим формам относятся: познавательные беседы, обзор научно – популярных материалов их различных источников, устные журналы, классные лектории.
Познавательные беседы. В традиционном обучении это обычно опросно – ответная форма внеклассной работы, которая носит главным образом информационно – разъяснительный характер и в процессе которой на основе анализа конкретных фактов и примеров учащиеся осмысливают и усваивают новые знания по конкретным вопросам.
При разработке вместе с учащимися тематики познавательных бесед учителю необходимо не только учитывать интересы и запросы учащихся, но и позаботится об обогащении их новейшей информацией по разным сторонам знаний. Кроме того, необходимо тщательно продумывать формулировки тем таких бесед, стремясь к тому, чтобы уже в самом их названии учащиеся чувствовали элементы новизны и увлекательности.
Тематическое разнообразие познавательных бесед обусловливает определенное отличие в методике их проведения. Однако моно выделить и определенные общие положения, характерные этой методике.
1. Конкретное и по-возможности оригинальное определение темы беседы.
2. Проблемное и интересное ее начало на основе использования яркого фактического материала.
3. Глубокое и в то же время доходчивое раскрытие важнейших понятий, которые составляют основное содержание темы.
4. Использование и анализ жизненного опыта учащихся.
Структура проведения познавательной беседы в русле проекта активизации познавательной деятельности включает: мотивационный этап (заинтересовывание учащихся каким-либо вопросом, фактом) – подготовительный этап (самоподготовка учащихся по вопросу, поиск и изучение материала по теме) – проведение беседы.
Наиболее оптимальными методами при проведении итогов проведенной учащимися самостоятельной работы являются различные формы дискуссий, в частности метод «Четыре угла» (приложение 20).
Обзор научно – популярных материалов из различных источников. Это форма организации познавательной деятельности, когда учащиеся, пользуясь периодическими изданиями, Интернетом, заранее готовят информацию по различным научным, социально – экономическим вопросам и затем выступают в классе с соответствующим сообщением. По своему содержанию данные обзоры могут принимать различный характер. В одном случае они посвящаются раскрытию какой-то одной темы (проблемы) и включают по ней различную информацию. В другом случае делается общий обзор наиболее актуальных газетных и журнальных материалов. Главное, чтобы работа над предложенными тестами содействовала развитию основных мыслительных операций, критичности мышления. Для этих целей в процессе проработки информации учащимся предлагается метод «письменное эссе – размышление» (приложение 23). Кроме того, в процессе представления работы, учащиеся получают навыки краткого, содержательного изложения, выделения главного по вопросу.
Как тематические, так и общие обзоры обычно оканчиваются коротким заключительным словом учителя, а так же определением вместе с учащимися темы и вопросов для подготовки и проведения подобного мероприятия в дальнейшем.
Устный журнал. Кроме обзора газетных и материалов других периодических изданий в школах используется и такая форма внеклассной работы, как устный журнал. Суть устного журнала заключается в том, что учащиеся готовят разнообразную информацию по различным вопросам науки, искусства и культуры, группируют ее по примеру печатных изданий в виде отдельных рубрик (разделов) и затем делают соответствующие сообщения (приложение 22). По завершении работы устными сообщениями и «Звездным небом» , возможно переведение полученных материалов в письменную, либо печатную форму.