Заключение.
1. Результаты оценки сельских школьников по освоению материала программы по истории и английскому языку в основном не выходили за диапазон средних величин, у них была вполне удовлетворительная дисциплинированность и мотивированность к учению (приложение 25). Однако показатели познавательных процессов были весьма вариабельны, что свидетельствовало о целесообразности их персонального оценивания для улучшения индивидуального подхода, дифференциации учебных заданий.
Освоение содержания учебной программы не в полной мере сопровождалось адекватным прогрессированием умственного развития. Рост показателей успешности обучения существенно превосходил показатели развития познавательных процессов, прежде всего мышления. Необходимы меры по его целенаправленной активизации, выработке специальных алгоритмов мыслительных операций: анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования, конкретизации, систематизации, развитию мотивации учения, интереса к познавательной деятельности, ответственности и дисциплинированности в ней.
2. Сензитивность к освоению речевой деятельности, овладение ее различными видами развития вербально-логического мышления учащихся определяют необходимость формирования навыков операций мыслительной деятельности в процессе изучения языка и исторических дисциплин вследствие тесных взаимосвязей мышления и речи.
3. Проект активизации познавательной деятельности, разработанный, методически и практически апробированный представляет собой субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося, комплексно воздействующее на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности школьника. Структурными компонентами проекта, тесно взаимосвязанными между собой, являются: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический.
В целевом компоненте
, исходя из основной цели - активизация познавательной активности школьников - дефинировались диагностические цели: становление учащихся как субъектов учебной деятельности, освоение ими материала учебной программы, уточнявшиеся в процессе обучения.
Содержательный компонент
включал отбор учебного материала в соответствии с требованиями программы, дидактическими принципами, индивидуальным и дифференцированным подходами. Уровень готовности школьников к плодотворному обучению в школе, динамика освоения школьниками материала программы, развитие их познавательных процессов, дисциплинированности и мотивированности к учению детерминировали дифференциацию содержания учебных заданий по английскому языку и истории в целях реализации индивидуального подхода.
Организационный компонент
актуализировался игровым и проблемным методами (учебный полилог, дидактическая игра, конвенциональная смена ролей) с учетом возрастных особенностей школьников, что обеспечивало организацию детского сообщества, создание на уроках доброжелательной творческой атмосферы; воспитание готовности к взаимодействию; поддержание оптимального уровня активности на фоне положительных стенических эмоций; сохранение позитивного функционального состояния, сопутствующего высокой работоспособности.