Заключение.
Операциональный компонент
поэтапно реализовывался в процессе обучения алгоритмам операций мыслительной деятельности: первоначально осваивались операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений (в ходе игр с буквами и словами, моделями-символами слов); затем -классификации (в процессе составления синонимических рядов с последующей классификацией); обобщения (при построении обобщенных моделей, относящихся к различным явлениям); систематизации (на обобщающих уроках по изучаемым разделам программы). Освоение этих алгоритмов способствовало формированию навыков учебной деятельности (планирования, контроля, оценки), специфических лингвистических действий (изменения, сравнения, моделирования), специфического исторического мышления, что позволяло младшим школьникам проявлять познавательную активность адекватными способами.
Диагностический компонент
включал оперативную обратную связь, осуществляемую с помощью включенного наблюдения, контрольных работ, анализа документов и продуктов деятельности учащихся, для соотнесения полученных результатов с диагностическими целями и проведения необходимой коррекционной работы.
4. Применение разработанной стратегии активизации познавательной деятельности школьников при изучении предметов гуманитарного цикла обеспечило более успешное освоение материала программ по этим дисциплинам. Негативных функциональных изменений в состоянии здоровья учащихся не произошло, благодаря, в значительной мере, поддержанию их работоспособности, предотвращению переутомления оптимальным уровнем физической активности при реализации разработанного подхода.
Активизация познавательной деятельности школьников при изучении гуманитарных дисциплин, осуществляемое в процессе освоения навыков мыслительной деятельности, способствовало активизации их умственного развития и повышению успешности освоения материала программ по другим предметам, что дает основание для возможной амплификации сферы применения подхода.