Виды и формы контроля знаний учащихся
В методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, периодический применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала; с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом, все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса [10].
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных видов контроля.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
На основании данных предварительного контроля преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся, а также позволяет видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приемы работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.
Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает проверку овладения учащимися достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в семестр. Примером периодического контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения электротехники.
Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизации усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень.
Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, которые они должны проверять [10].
Ряд ученых высказывает мнение, что данный вид контроля, наиболее перспективно осуществлять в виде тестов, что обеспечит возможность более объективного поведения итогов и сопоставления результатов обученности учащихся.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
v Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося).
В процессе контроля учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:
а) Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля;
б) Различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка;
в) Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.
v Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища).
Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности трудно переоценить.