Виды и формы контроля знаний учащихся
Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также преподавателю осуществлять проверку знаний учащихся. Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко. Остановимся на методике проведения этой проверки.
Каждый учащийся получает карточку с вопросом, ответ на который он должен знать хорошо; на обороте карточки записаны фамилии нескольких учащихся и даты, когда они будут опрошены по этому вопросу. В каждый из указанных дней владелец карточки задает свой вопрос одному из учащихся, в то же время он и сам должен ответить на вопрос, помещенный в карточке этого ученика. За день до проверки учащиеся предупреждают друг друга, на какие вопросы им придется отвечать. Взаимопроверка проводится обычно в последние три минуты каждого урока. За правильный ответ против фамилии (на обороте карточки) учащийся ставит знак плюс, за неверный ответ или отказ отвечать – минус. Преподаватель периодически просматривает карточки взаимопроверки. В тех случаях, когда оказывалось много минусов, проводилась дополнительная взаимопроверка этих учеников во внеурочное время. В конце семестра проводится контрольный опрос всех учащихся, который позволяет выяснить не только общий уровень их знаний, но и насколько справедливо и строго каждый из них спрашивал своих однокурсников [9, 10].
Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, их взаимоотношения с товарищами.
v Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Самоконтроль учебно-познавательной и учебно-практической деятельности – один из компонент эффективности самообучения, обеспечивающий сознательную оценку субъектом учения (учащимся) соответствия полученных результатов учебной деятельности поставленным целям обучения для последующей регуляции своей учебной деятельности.
Самоконтроль, наряду с другими компонентами эффективности,
o облегчает субъекту учения процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками;
o опосредованно способствует его интеллектуальному саморазвитию;
o играет важную роль в самооценке и осознании субъектом учения собственных действий и, в конечном итоге, в самовоспитании.
o Дидактическое обеспечение самоконтроля осуществляется путем разработки специальных контрольных заданий:
o вопросов, тестов – для учебно-познавательной деятельности;
o задач, упражнений – для учебно-практической деятельности.
При этом для интеллектуального развития личности субъекта учения, для развития дивергентного (многозначного) мышления необходимо, наряду с традиционными контрольными заданиями с оптимальным набором исходных данных и заведомо одним единственным ответом, включать задания:
- с дефицитом или избытком данных;
- с несколькими правильными ответами и последующим выбором ответа с позиции практической применимости;
- с ответами не только на опознание, различение, классификацию учебного материала, но и на подстановку, конструирование ответов;
- не имеющие решения, что требуется еще доказать.
Обязательным условием эффективного самоконтроля является наличие в интерактивном средстве самообучения ответов на все без исключения контрольные задания[11].
Итак, следует сказать о том, что контроль определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой. Он определяет, достиг или не достиг каждый учащийся требуемого уровня знаний. А также, ведущей задачей контроля является – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и соответствующая корректировка данной деятельности.