Характеристика прогрессивных методов контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовке специалистов

Для проверки ответа на каждый вопрос должен быть составлен «ключ», содержащий необходимые основные понятия, формулы, ключевые слова. «Ключ» утверждается учебно-методическим советом вместе с текстами КОД-контроля знаний[13].

Список обязательной и дополнительной литературы указывается преподавателем на первой лекции.

Если по традиционной методике (согласно существующим нормативам) на подготовку 3 – 4 вопросов требуется 30 минут, то в КОД-контро­ле возможно увеличение времени на подготовку в 3 раза, то есть до полутора – двух часов.

Таким образом, введение системы КОД-контроля обеспечивает объективность оценки знаний и контроль по всему объему программы учебной дисциплины. Исключен произвол со стороны преподавателя и недовольство со стороны учащегося, поскольку он сам выбрал свой уровень, а преподаватель может только оценить правильность конкретных ответов, используя заранее составленный «ключ».

Предлагаемый учебно-методический подход, названный КОД-контролем, имеет несомненное преимущество перед традиционными методами контроля, сохраняя традиционно высокий уровень образования в стране.

Ø Рейтинговая система контроля знаний;

Рейтинговая система организации учебного процесса или система индивидуально-кумулятивного индекса (ИКИ) широко используется в американских и европейских университетах. В отечественных образовательных учреждениях она начала применяться с 1990 годов (РИТМ – рейтинговая интенсивная технология модульного обучения).

Ближняя цель РИТМа – стимулировать познавательную деятельность учащихся, дальняя – повышать качество подготовки специалистов. Ближняя цель ориентирована на создание внешней мотивации к учебной деятельности.

Основу РИТМа составляют деятельностный подход к организации самостоятельной работы, модульный принцип обучения, рейтинговая оценка результатов учебной деятельности. Именно это и определяет иную систему организации контроля знаний – рейтинговая оценка – система накопления баллов. Для организации этой деятельности необходимо разбить материал на модули – определенные "порции" материала (выделить темы для самостоятельного изучения, задания, упражнения, обязательный объем знаний и умений), оценить каждый вид деятельности в баллах, определить обязательный минимум баллов.

Контроль знаний, как известно, определяется рядом функций – управления, контроля, развития, обучения, воспитания, диагностики, стимулирования. В разных системах контроля (рейтинговой и "традиционной") они работают по-разному.

Наиболее рельефно это сравнение может быть представлено при анализе функции управления. Функция управления выражена в системе связи преподавателя и учащегося – оба могут эффективно управлять учебной деятельностью, регулировать ее. Это проявляется в накоплении баллов учащимся. Зная необходимый итоговый балл, учащийся может выбирать виды учебной деятельности, контролировать время выполнения того или иного вида работы. Для преподавателя – это управление учебным процессом через динамику баллов. Именно эта особенность рейтинга и позволяет стимулировать повседневную активность учащихся [14].

Особенностью контрольной функции в рейтинге является систематичность контрольных мероприятий. Это делает рейтинговую систему наиболее сильной контролирующей системой, так как систематичность – это неотъемлемая черта любого контроля. В традиционной системе контроля знаний условий для систематичного – не частого, а именно систематичного контроля нет, и это отмечают большинство педагогов.

В обучающей функции при рейтинговом контроле на первый план выходит осознание учащимся доступных результатов и возможных пробелов в знаниях. Это связано в рейтинговой системе с особой порционной, модульной организацией контроля и всего учебного процесса.

Воспитывающая функция проявляется в большей (по сравнению с традиционным контролем) ответственности учащихся за свою самостоятельную программу в определении шагов в обучении, которое отражается в ритмах его учебы, в наборе им баллов. В связи с тем, что учащиеся сами определяют те виды деятельности, в которых они могут наиболее полно реализовать себя по предмету (в данном случае проявляется их самостоятельность), то они самостоятельны и в ответственности за свои действия. При традиционной же системе ключевой фигурой является преподаватель, так как именно он ставит плохие или хорошие оценки, и он диктует учащемуся всю деятельность.

Одной из основных функций диагностики является дифференцирующая способность рейтинга по сравнению с традиционными формами контроля – способность ранжировать учащихся по малым группам, и, следовательно, подобрать оптимальный режим обучения. В этом проявляется возможность индивидуализации обучения [15].

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>