Введение.
Основными структурными компонентами самостоятельной деятельности при этом выступают цель, мотив, содержание, предметные действия и результат. Эти компоненты деятельности определенным образом выражены и приобретают глубоко личностный смысл, становясь актуальными для ученика.
Развитие самостоятельности не самоцель. Оно является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз взявший в руки учебник географии, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Современная программа обучения ставит большие требования перед школьником, предусматривает большой объём получаемых знаний. Несмотря на достаточно обширный материал, посвященный самостоятельной работе учащихся (в том числе студентов), их самостоятельной деятельности, возникает необходимость рассмотрения проблемы развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии. География, как одна из развитых естественных наук, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания, а практические занятия, на наш взгляд, выступают в качестве эффективного средства развития самостоятельности учащихся. Данная проблема частично рассматривается в работах И.И.Бариновой, В.И.Сиротина и других методистов. Однако исследований, посвященных развитию самостоятельности на практических занятиях по географии, нами вообще не было найдено. Таким образом, налицо следующее противоречие: между необходимостью в научно обоснованных содержательных и организационных аспектах развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии и недостаточной разработкой данного вопроса в рамках школьного обучения.
Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования и определило тему настоящей дипломной работы: «Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии». Разрешение данного противоречия состоит в необходимости такой организации практических занятий по географии, которая обеспечивает не только осознанное и глубокое усвоение изучаемого материала, но и одновременно способствует развитию самостоятельности как свойства деятельности и как качества личности, развивает навыки и умения самостоятельной работы.
В соответствии с темой дипломной работы были определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Объектом исследования является процесс развития самостоятельности учащихся, а предметом исследования – практические методы обучения географии как способы развития самостоятельности учащихся.
Целью данной дипломной работы является выявление психолого-педагогических условий развития самостоятельности школьников в процессе выполнения практических работ на уроках географии. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Гипотеза исследования: процесс развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии будет протекать наиболее эффективно, если:
1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы;
2)содержание учебного материала и организация деятельности учащихся способствуют формированию положительной мотивации;
3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и раскрыть сущность, структуру самостоятельности школьников;
2) определить специфику развития самостоятельности с помощью реализации практических методов обучения географии;