Возрастные особенности КС и формы их развития
В основе методики развития способности различать веса отягощений лежит воспроизведение дозированных по нагрузке упражнений. Для этого используют схожий по форме но разного веса спортивный инвентарь. На начальном этапе ученику предлагается опробовать все предметы, расположенные в последовательности возрастания их веса. После этого взять любой из них и выбрать к нему другой, но по весу, указанному учителем (тяжелее в два раза). Затем последовательность расположения предметов меняется и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой по весу, заданному учителем. Наконец школьнику предлагается выбрать предмет по заданию (например в полтора раза легче самого тяжелого) или самостоятельно определить вес. Закрепление приобретенной способности осуществляется при усложнении заданий (например выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). По такой же схеме организуют методику развития точности мышечных усилий при выполнении прыжковых упражнений.
Точность различения временных параметров двигательного действия («чувство времени») наиболее интенсивно развивается в мл. школьном возрасте. Содействуют развитию упражнения, позволяющие изменять в большом диапазоне продолжительность движений. Для этого, как правило, используются технические средства. Например, при выполнении беговых упражнений применяются светолидеры и т.п., а для воспроизведения времени движений с различной амплитудой – метрономы. На начальном этапе развития «чувства времени» упражнения выполняются под лидер, затем без него, только по коррекции преподавателя. Наконец школьники учатся сами распознавать временные параметры. После выполнения упражнения с выбранной ими скоростью передвижения сообщают о предполагаемом результате преподавателю.
Необходимо помнить, что нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения.
(Матвеев Л.П. 1991)
Типичные упражнения для развития «чувства времени» в циклических локомоциях
Примеры двигательных заданий |
Примеры оценки и анализа времени |
Преодоление дистанции 400м с произвольной скоростью за 76 с, т. е. в заданное время. После прохождения дистанции занимающиеся называют время, которое по их ощущению затрачено |
Суммарная оценка времени |
Преодоление дистанции 400м за 76 с, с равномерной скоростью, преодолевая каждые 200 м за 38 с. после прохождения дистанции ученик должен назвать время, затраченное на прохождение каждых 200м. |
Дифференцированная оценка времени |
Преодоление дистанции 400м за 76 с, с разной скоростью: первые 200м – за 40 с, вторые 200 м – за 36с. После прохождения дистанции занимающиеся должны дать сравнительную оценку времени, фактически затраченному на прохождение первого и второго отрезка |
Сравнительная оценка времени |
Преодоление дистанции 400м за время, которое будет на несколько секунд меньше или больше 76 с. затем самооценка времени прохождения дистанции сопоставляется с фактическим. |
Сравнительная оценка времени |
(Курамшин Ю.Ф. 2003)
Равновесие – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз
(Курамшин Ю.Ф. 2003)
Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора. Сенситивным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку у мальчиков и к 10-12 годам у девочек. В более позднем возрасте, от14-14 до 15-16 лет, у школьников развивается способность сохранять равновесие при значительном раздражении вестибулярного анализатора. В качестве средств, раздражающих вестибулярный анализатор, используются упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положении, кувырки (например прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков).