Основные методы и способы осуществления педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов втуза
Ведущие отечественные педагоги в настоящее время выделяют три основные группы
методов, используемых при осуществлении педагогической деятельности: методы обучения
, методы воспитания
и методы педагогических исследований
[6, 8, 21]. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения
, которые выступают как сложное, многомерное и «многокачественное» образование, взаимосвязанное с другими категориями дидактики (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации учебного процесса и результатами учебной деятельности) [6, 8, 21].
Наряду с «методом» в теории обучения существует ещё понятие «методический приём» (или «приём обучения»). Методический приём – это составная часть, «деталь», элемент какого-либо метода, который самостоятельного значения для решений учебной задачи не имеет, но усиливает действие основного метода. В процессе вузовского обучения физико-техническим дисциплинам как методы, так и приёмы всячески «переплетаются»; сочетания методов могут быть самыми разнообразными – один и тот же вид учебной (исследовательской) работы может выступать то в качестве метода, то в качестве методического приёма [6, 16, 24]. Причём такое «переплетение» не является прихотью преподавателей вуза, это – следствие насущной необходимости, «веление времени».
При наличии разнообразных методов обучения существуют и общие требования к этим методам, продиктованные целями профессионального инженерного образования и задачами умственного воспитания студентов втузов [1, 5, 15, 16]. Наиболее существенные из этих требований можно сформулировать следующим образом: 1) необходимость обеспечения прикладного характера вузовского образования [5, 15]; 2) формирование у студентов навыка самостоятельного добывания знаний из различных источников [15, 16]; 3) способствовать всестороннему умственному развитию студентов, а именно: умению осмысленно воспринимать научно-техническую информацию, и умениям эффективно использовать резервы краткосрочной и долгосрочной памяти и т.п. [16]. Важно при этом, чтобы с перечисленными требованиями в полной мере согласовывались некоторые функции, присущие методам обучения, например, такие, как: обучающая (реализует на практике цели обучения); развивающая (задаёт темп обучения и определяет уровень умственного развития студентов); побуждающая (выступает как средство побуждения к учению); контрольно-корректировочная (диагностика и управление процессом обучения студентов) [6, 15, 16].
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что «метод обучения» – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определённой цели обучения. Таким образом, «метод» содержит способ
и характерорганизации познавательной деятельности студентов
[6]. В связи с этим «спортивный метод» целиком и полностью подпадает под означенное выше определение (так как имеет и способ познания, и специфический характер организации этого познания) и может рассматриваться как самостоятельный и полноценный метод осуществления педагогической деятельности в техническом вузе. Нельзя не отметить, что рассматриваемый в данной работе «спортивный метод» является активным методом обучения