Компоненты выразительного чтения

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи долж­ны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Логическое и фразовое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем.

От фразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иног­да эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвиже­ние тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением» (7; 114). В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, но часто встречаются предложения с двумя и несколькими логиче­скими ударениями.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский гово­рил: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутрен­няя сущность, главные моменты подтекста!» (10; 33). Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художествен­ной (сценической) речи: «Ударение — это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыслен­ное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе»(10; 33).

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фра­зы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Логическая и психологическая пауза.

Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но «в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении».

Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность син­тагмы или предложения.

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержа­ния читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит сло­ва, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержа­ние его становится неясным, извращается основная мысль.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логиче­ской паузе «отведено более или менее определенное, очень неболь­шое время длительности. Если это время затягивается, то бездей­ственная логическая пауза должна скорее перерождаться в ак­тивную психологическую» (10; 39).

Психологическая пауза — это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, из жизни воображения.

Психологическая пауза — выразительное средство при чтении произведения. По выражению К. С. Станиславского, «красно­речивое молчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения» (10; 40). «Все они (паузы) умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и не­отразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть инте­ресен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» (10; 40) . «Пауза — важный элемент нашей речи и один из главных ее козы­рей» (10; 40).

Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

С паузировкой неразрывно связаны темпи ритм

речи.

«Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>