Компоненты выразительного чтения

Ритм есть количественное отношение действенных длительно­стей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за еди­ницу в определенном темпе и размере» (10; 40).

Так определяет К. С, Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи, К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие — «темпо-ритм».

«Буквы, слоги и слова,— говорит он»— это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Не­даром же хорошую речь называют музыкальной» (10; 41).

Тембр

- это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

У каждого человека есть свои особенности звучания речи, свя­занные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нор­мы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше от­клонений от обычного звучания.

Выразительность речи и сообщается этим отклонением.

Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками.

Тембр — выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та — вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения. «Гармоническое единство интонации речи с ее внутренними корнями должно обеспечить речи ту естественность и простоту, которые доро­же необдуманной «красивости» (5; 153).

Мимика

— это выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказ­чика мимика является одним из дополнительных средств воздейст­вия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами го­ворящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, на­блюдая действительность и изучая проявления внутренних пере­живаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Особым средством выразительности является и жест

. Это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчинен­ное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Вме­сте с тем чтецу и рассказчику нужен такой жест, который не дубли­ровал бы речь, не конкурировал бы с ней, а вытекал из содержания, обусловливался им. « .Даже самая полная и разнообразная сис­тема жестов значительно беднее системы слов . при условии даже самой ограниченной выдержки жест никогда не вызовет того отклика в сознании, в воображении слушателя, которое всегда вызывает наполненное мыслью слово» (2; 134).

Наиболее ценен психологический жест как проявление мысли, внутреннего переживания говорящего. Психологический жест стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Появление жеста не прикрепляется к опре­деленному моменту речи: он может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>