Констатирующий эксперимент
Для того, чтобы определить начальный уровень сформированности умения выразительно читать лирику, был проведен констатирующий эксперимент в двух классах: экспериментальном 4 «В» - 21 человек и контрольном 4 «Б» - 21 человек в СОШ №1 п. Славянка. Эксперимент проводился в феврале 2004 года.
Оба класса занимаются по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь».
Во время констатирующего эксперимента были посещены уроки чтения в четвертых классах с целью выяснения, насколько выразительно учащиеся умеют читать лирические стихотворения.
Детям было предложено прочитать наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Туча», которое они изучили ранее.
Туча.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Порядок проведения экспериментальной работы.
Каждый из учащихся выразительно читает стихотворение наизусть. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующими критериям:
1. правильное словесное ударение;
2. правильное дыхание;
3. изменение силы голоса;
4. правильная интонация;
5. правильная постановка фразового и логического ударения;
6. правильная расстановка пауз;
7. оптимальный темп чтения.
Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика выразительного чтения знакомого лирического стихотворения в 4 «в» и 4 «б» классах (констатирующий эксперимент)
Критерии оценки сформированности навыка выразительного чтения |
Результаты в процентном и количественном соотношении | |
4 «в» класс (экспериментальный) |
4 «б» класс (контрольный) | |
Неправильное дыхание |
8 чел. (38 %) |
7 чел. (33 %) |
Отсутствие смены силы голоса |
14 чел. (66 %) |
13 чел. (62 %) |
Неверный выбор интонации |
12 чел. (57 %) |
11чел. (52 %) |
Неправильная постановка фразового и логического ударения |
13 чел. (62 %) |
14 чел. (67 %) |
Неправильная постановка пауз |
15 чел. (71 %) |
13 чел. (62 %) |
Неверный темп чтения |
14 чел. (66 %) |
13 чел. (52 %) |