Констатирующий эксперимент
(Наиболее подробно результаты представлены в Приложении 1)
Полученные результата показывают, что навык выразительного чтения лирических стихотворений у детей развит на невысоком уровне.
Не умеют правильно управлять дыханием 8 чел. в экспериментальном и 7 человек в контрольном классе; изменять силу голоса – 14 чел. в экспериментальном и 13 чел. в контрольном; выбирать нужную интонацию - 12 чел. в экспериментальном и 11 чел. в контрольном классе; правильно ставить логическое ударение - 13 чел. в экспериментальном и 14 человек в контрольном классе; правильно ставить паузы - 15 чел. в экспериментальном и 13 человек в контрольном классе; выбирать нужный темп - 14 чел. в экспериментальном и 13 человек в контрольном классе.
По данным результатам можно сделать вывод, что на уроках чтения очень мало внимания уделяется работе над выразительным чтением. Большинство учащихся не умеют читать лирические стихотворения с должной интонацией, не соблюдают темп, паузы, читают тихо и на одном дыхании. Во многом данные факты объясняются тем, что дети имеют самые общие представления о выразительности чтения. Это стало ясно из ответов учеников на вопрос: «Что значит читать выразительно?»
В опросе принимало участие 42 человека. Проанализировав ответы детей, получились такие результаты:
· 50% детей считают, что читать выразительно – это, значит, читать громко;
· 25% считают, что это, значит, не спешить, читать медленно, делая паузы между словами;
· 13% ответили, что надо читать внятно, проговаривая все слова;
· 8% считают что, читать выразительно – это соблюдать интонацию;
· и лишь 4% ответили, что выразительно читать – это, значит, соблюдать паузы, выделять голосом нужные слова, понижать или повышать голос.
Из ответов детей можно сделать вывод, лишь небольшое количество детей (4%) характеризуют выразительное чтение с учетом разных компонентов выразительности.
Поэтому необходимо детей научить выразительно читать лирические стихотворения, ведь только выразительное чтение помогает понять и прочувствовать лирическое стихотворение.