Контрольный эксперимент
Для того, чтобы определить уровень сформированности умения выразительно читать лирику после специального обучения, был проведен контрольный эксперимент в двух классах: экспериментальном 4 «В» - 21 человек и контрольном 4 «Б» - 21 человек в СОШ №1 п. Славянка. Эксперимент проводился в апреле 2004 года.
Детям из обоих классов было предложено выразительно прочитать наизусть уже знакомое стихотворение М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственный сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…
Порядок проведения контрольного среза.
Каждый из учащихся выразительно читает стихотворение наизусть. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующими критериям:
1. правильное словесное ударение;
2. правильное дыхание;
3. изменение силы голоса;
4. правильная интонация;
5. правильная постановка фразового и логического ударения;
6. правильная постановка пауз;
7. оптимальный темп чтения.
Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице.
Таблица 3
Характеристика выразительного чтения знакомого лирического стихотворения в 4 «в» и 4 «б» классах.
Критерии оценки сформированности навыка выразительного чтения |
Результаты в процентном и количественном соотношении | |
4 «в» класс (экспериментальный) |
4 «б» класс (контрольный) | |
Неправильное дыхание |
4 чел. (19%) |
7 чел. (33%) |
Отсутствие смены силы голоса |
8 чел. (38%) |
12 чел. (57 %) |
Неверный выбор интонации |
8 чел. (38%) |
11 чел. (52 %) |
Неправильная постановка фразового и логического ударения |
8 чел. (38%) |
13 чел. (62 %) |
Неправильная постановка пауз |
10 чел. (48%) |
11 чел. (52 %) |
Неверный темп чтения |
8 чел. (38%) |
13 чел. (62 %) |
Результаты данного эксперимента показывают, что после специального обучения в экспериментальном классе повысился уровень сформированности навыка выразительного чтения лирики.