Контрольный эксперимент
- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;
- Умение изменять силу голоса – на 28 %;
- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;
- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;
- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;
- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.
По этим результатам можно сделать вывод, что эффективнее всего была работа над формированием таких компонентов выразительности, как сила голоса, темп чтения и постановка фразового и логического ударения. Уровень сформированности остальных компонентов выразительности (интонации, пауз, дыхания) тоже возросли.
В контрольном 4 «б» классе, где не формировался навык выразительного чтения лирики при помощи специального обучения, результаты практически не изменились.
Выводы по главе
II
:
Во II главе описан педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапа. Не первом этапе был проведен констатирующий эксперимент целью которого, было выявление начального уровня сформированности навыка выразительного чтения знакомого лирического стихотворения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что этот навык у детей развит на невысоком уровне.
Чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительно читать лирические стихотворения был разработан и проведен формирующий эксперимент. Программа формирующего эксперимента включает в себя два взаимосвязанных направления:
1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)
2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.
На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью, выявления сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений после специального обучения.
Результаты педагогического эксперимента показали, что при специальном обучении формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.
По окончанию педагогического эксперимента, во время которого было проведено 9 уроков, направленных на формирование навыка выразительного чтения лирических стихотворений, были получены такие результаты:
- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;
- Умение изменять силу голоса – на 28 %;
- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;
- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;
- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;
- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.
Эти результаты показывают, что у детей начальной школы можно сформировать навык выразительного чтения лирических стихотворений, если на каждом уроке уделять этому внимание.