Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике.
Проанализировав журналы «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет, я нашла несколько статей, посвящённых интегративным связям между курсом «Развитие речи», русским языком, чтением и изобразительным искусством. Ниже представлены аннотации некоторых статей.
В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»1 авторутверждает, что видеозапись имеет несомненные преимущества перед ставшими традиционными слайдами и репродукциями, представляя материал в «живой», меняющейся ситуации, что расширяет представление о предмете речи, возбуждает интерес к нему, удерживает внимание учащихся. Автор пишет о том, что видеозапись как новое средство обучения, в частности как эффективный инструмент развития речи учащихся, еще только входит в практику работы школы. Возможности видеозаписи велики и нуждаются в глубоком осмыслении. Автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к красоте.
Создавая учебные видеофильмы, автор исходил из того, что видеозапись должна не только вводить определенную информацию, знакомить с предметом речи, но и способствовать решению собственно методических проблем (расширение словарного запаса учащихся, актуализация определенных грамматических форм и синтаксических конструкций, употребление изобразительно-выразительных средств языка, реализация различных видов речевой деятельности). Видеозапись должна стать очень сильным эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.
Реализуя замысел фильма, автор стремился найти впечатляющие средства подачи информации, средства художественного воздействия и эффективные приемы введения образцов высказываний, создающих необходимую речевую атмосферу.
В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:
1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного творчества—дымковской игрушки
2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;
3. «Просто все, а как для сердца много .» — материал для описания памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания интерьера, фресок этого храма.
Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста видеосюжеты.
Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество» 1 знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в нём.
Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным открытием искусства.
В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»2 автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по чтению «Родная речь»3 для учащихся начальной школы представлен народными песнями, небылицами, сказками. Народные мастера росписи, гончары, резчики по дереву, вышивальщицы — также не жили вне фольклорного творчества. Вполне естественно, считает автор, что различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными мелодиями, имеющими свои ритмические повторы. Образы резной игрушки богородских мастеров или расписной глиняной игрушки перекликаются с образами сказок.