Эвристическое обучение как средство развития креативного мышления.
Следующие типы задач, определяемые Хуторским А.В., как эвристичные, могут быть предложены на уроках математики в качестве заданий:
1) задачи на применение уже известных закономерностей в относительно новых условиях, но таких, которые предполагают более или менее значительную перестройку знакомых способов решения;
2) задачи, предлагающие на выбор из многих возможных вариантов наиболее рационального способа действия;
3) задачи на применение общих теоретических положений, принципов решений в реальных практических условиях, требующих внесения в них конструктивных изменений, и т. д.;
4) задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций;
5) задачи содержательно-интересного и социально значимого характера для учащихся;
Материал описательного характера, подлежащий усвоению или репродуктивному воспроизведению, не может быть эвристическим априори.
В процессе решения каждой задачи и ученику, решающему задачу, и учителю, обучающему решению задач, целесообразно четко разделять четыре дидактические ступени: 1) изучение условия задачи; 2) поиск плана решения и его составление; 3) осуществление плана, то есть оформление найденного решения; 4) рефлексия — критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития; склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная) и, наконец, он может придумать, создать качественно новый продукт (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Эту психологическую установку необходимо учитывать при организации и управлении учебным процессом, а именно: содержание и способы учебно-поисковой деятельности учащихся должны конструироваться с учетом творческой активности учащихся, с опорой на их достижения и творческие возможности.
Эвристическое обучение предполагает осуществление творчества, творческой деятельности, как учащимися, так и учителями. При этом творческая деятельность
может рассматриваться «как создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего» [49].
А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский определяют творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». С. Штейн считает, что " .процесс является творческим, если его результат заключается в новизне работы, которая принимается как логическая и полезная". [50]
Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству учащихся главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных или решаемых обществом.
Т.Рибо считал, что с точки зрения психолога существенный признак творчества - новизна продукта - имеет субъективный характер: "Всякий нормальный человек занимается творчеством в большей или меньшей степени. По своему невежеству он может изобрести то, что уже изобрели тысячу раз. Если для других это не будет созданием чего-то нового, то для самого изобретателя оно является таковым"[34]. Таким образом, в системе ЭО ученик создает образовательный продукт, который должен иметь как субъективную новизну, так и объективную. Важнейшей задачей эвристического обучения является развитие творческих, эвристических способностей учащихся.
Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное их решение, а также обучение школьников посредством эвристических методов. Можно выделить по Т. Рибо [34] следующие эвристические умения, которые могут служить признаками творческих способностей в эвристической учебно-познавательной деятельности учащихся: