Эвристическое обучение как средство развития креативного мышления.
г) особенности содержания учебного материала по математике.
Условиями формирования эвристических, креативных способностей у учащихся выступают:
1) положительные мотивы учения («Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться.» [41, 42]);
2) интерес учащихся к предмету («Как бы ни старался учитель, к каким бы методикам не прибегал, какой бы техникой не владел - повысить эффективность обучения, не вызывая у обучающихся интереса к учебному материалу, невозможно» [6]);
3) творческая активность;
4) положительный микроклимат в коллективе;
5) сильные эмоции;
6) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
В соответствии с этими психолого-педагогическими задачами можно определить эвристическую цель через систему критериальных требований к содержанию обучения (предмет задачи, условие и требование): латентность (проблемность, многоплановость условия); неопределенность (открытость,«размытость» условия, полипредметность, многовариантность решения); доступность (мера трудности и сложности); связь с содержанием математики.
Для обоснования методических рекомендаций и условий реализации ЭО раскроем сущность принципов ЭО по Хуторскому А.В (Под принципами эвристического обучения Хуторской А.В. понимает «выявленные опытным путем положения, на основе которых осуществляется эвристическое обучение в конкретных условиях математики». [46]. )
1. Принцип личностного целеполагания ученика: образование каждого ученика происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Следует обучать школьника, познав его возможности и способности на основе наблюдения прогрессивных психолого-педагогических методов. Педагогическим требованием к деятельности учителя является создание условий по осмыслению и применению этих целей.
2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования.
3. Принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личностное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
4. Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
5. Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
Понятно, что соблюдение этих принципов в результате деятельности, будет содействовать повышению качества обучения.