Эвристическое обучение как средство развития креативного мышления.
- умения приводить в систему знания об окружающей действительности и знания о деятельности в ней;
- самостоятельное преобразование уже имеющихся данных, знаний, освоенных ранее способов деятельности и т.п.;
- осуществление технологического мышления (самостоятельно определить рациональный порядок своей деятельности, выбирать наилучший способ действий);
- использование научного подхода к решению задач.
Работы, посвященные проблеме творческого развития учащихся, можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева и др. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей, которые развиваются средствами ЭО:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
- видение новых (скрытых) функций известных объектов;
- видение всех взаимосвязей структуры объекта;
- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. [21]
Большинство дидактов [6, 13, 19, 44] выделяют метод беседы как один из важнейших эвристических методов устного изложения. Она может использоваться по-разному. Например, объясняя какой-то учебный материал, учитель постоянно ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Однако это не всегда в полной мере способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. В связи с этим наиболее эффективными методами являются эвристические (поисковые) беседы, которые вооружают учащихся способами научного поиска. Такие беседы дают возможность учащимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). Характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно должен усложняться: сначала они требуют умений воспроизведения знаний, а затем - размышлений, построения умозаключений. Таким образом, использование эвристической беседы обеспечивает развитие познавательных способностей учащихся, конкретно-образных (анализ опытного факта), так и абстрактных (предсказание новых фактов), эвристических форм мышления.
При использовании эвристических бесед (с элементами проблемного обучения) учащиеся более эффективно вовлекаются в поисковую деятельность. Такие беседы в процессе обучения повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала. Метод беседы способствует приобретению учащимися таких интеллектуальных навыков, как анализ, обобщение, сравнение и др., которые обеспечивают решение эвристической задачи. По мнению Пушкина В.Н. [33] примерной схемой эвристического решения задачи может выступать следующая система действий:
1) исследовать систему компонентов задачи;
2) сравнить ее содержание с желаемым результатом, выяснить различия;
3) последовательно применить операции, которые могли бы уменьшить существующее различие;
4) продолжать последовательно применять различные алгоритмические и эвристические операции, пока не будут найдены операции, которые срабатывают;
5) возвратиться к первому этапу, если в результате применения операций не получилось то, что следовало найти.
Также Трайнев И.В. утверждает, что использование эвристического обучения, в том числе и на уроках математики, должно помочь обучаемому четко ответить на следующие вопросы: 1) Что конкретно дано? 2) Что конкретно надо найти? 3) Что известно в данном поиске? 4) Какие аналогичные задачи в обучении уже решались и есть ли возможность ими воспользоваться? 5) Какая аналитическая и качественная информация нужна, чтобы оптимально решить задачу?
Эвристический метод обучения позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска по сравнению с традиционными методами обучения. Однако сложность разработки эвристических уроков состоит в том, что при их разработке учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) индивидуальные особенности учащихся;